Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Еще семь приемов работы с текстом на уроках русского языка и литературы:
- Приём “Яркое пятно”
- Комплексный анализ текста
- Реконструкция текста
- Сложение целого текста из частей
- Синквейн
- Поэтическая разминка
- Приём “Фишбоун”
С конкретными примерами использования приёмов в учебном процессе вы можете ознакомиться в приложении.
Прием «Яркое пятно»
– Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей – вот в чем мудрость нашей жизни.
Комплексный анализ текста
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
Реконструкция текста
Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Сложение целого текста из частей
Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
Синквейн
Стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Этот прием, позволяющий высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Поэтическая разминка
Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
Приём «фишбоун»
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» – это мини – исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе.
Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
Большой палец | Для меня было многое важным и интересным. |
Указательный палец | Использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. |
Средний палец | Для меня было недостаточно данной информации. |
Безымянный палец | Не все приёмы работы с текстом представлены ясно. |
Мизинец | Данные приёмы мне известны, но я их не применяю. |
Приложение
Скачать статью в формате Word