О направлении “Разговор с собой”
Кадр из фильма “Преступление и наказание”, 2007
Направление “Разговор с собой” (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Цитаты. Аргументы из русской и зарубежной литературы. Список литературы.
Скачать материал одним архивом
Содержание
Список цитат
Нужно быть собой. Всегда собой, изо всех сил собой, и тем больше, чем трудней: не примеривать чужие судьбы.
С. Лем
Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком.
Д. Стейнбек, «Гроздья гнева»
Надо быть самим собой, человек должен быть самим собой, чего бы это ни стоило.
Д. Гранин, «Иду на грозу»
Секрет – в самодостаточности. В умении быть личностью, в умении быть счастливой с самой собой. Это трудно. Зато все остальное жизнь вам даст в подарок.
В. Вествуд
Соперничество – в нас самих. Я стараюсь быть лучше, чем это возможно. Я соревнуюсь с самим собой, а не с другими.
Л. Паваротти
Герой — тот, кто хочет быть самим собой.
Хосе Ортега-и-Гассет
Чтобы быть собой, нужно быть кем-то.
С.Е. Лец
Хочется быть самим собой, но совесть не позволяет.
Б. Ю. Крутиер
Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой.
М. де Унамуно
Личностью является тот, кто испытывает потребность быть самим собой.
Лууле Виилма
Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех.
Стендаль
Чтобы мир стал другим, каждый должен быть самим собой.
В. Домиль
Беда нынешней молодёжи в том, что они стараются объединиться на основе каких-то шумных действий, порой агрессивных. Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — плохой симптом. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой. Человек, скучающий от одиночества, находится в опасности с нравственной точки зрения.
А. Тарковский
Цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком для себя.
Э. Фромм
Чтобы быть довольным собой, человеку необходимо услышать подтверждение своих мнений и видеть подходящее настроение у кого-нибудь другого.
О. Генри, «Искатели приключений»
Недостаточно быть счастливым, надо быть в мире с самим собой.
В. Гюго, “Отверженные”
Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.
З. Фрейд
Человек — единственное существо, которое не хочет быть самим собой.
А. Камю
Как часто гнев заставляет людей отринуть то, что говорит им внутренний голос!
Ф. Герберт, «Дюна»
Каждый, кто желает этого, может слушать свой внутренний голос. Он есть внутри каждого из нас.
М. Ганди
Совесть развивается в борьбе со злом, и будущее добра обеспечивается бдительной памятью о побежденном зле.
Ф. Искандер
Детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди…
Ч. Айтматов, «Белый пароход»
Жалок тот, в ком совесть нечиста.
А.С. Пушкин, «Борис Годунов»
Молчание — самая удобная форма лжи. Оно умеет ладить с совестью, оно оставляет лукавое право хранить собственное мнение и, возможно, когда-то сказать его.
Д. Гранин
Человек, который теряет совесть, теряет все.
Г. Меир
Честь — это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности.
А. де Виньи
Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть.
С. Цвейг, «Нетерпение сердца»
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Высшее правосудие — это совесть.
В. Гюго, «Отверженные»
Совесть – нравственный наставник сердца.
С. Смайлс
Совесть — тысяча свидетелей.
М.Ф. Квинтилиан
Высочайшее назидание — это научить человеческое сердце самопознанию через сострадание и гнев; и чем глубже это самопознание, тем человек мудрее, справедливее, искреннее, терпимее и добрее.
П.Б. Шелли
Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле, само по себе огромное психологическое достижение.
А. Маслоу
Ключевой чисто человеческой чертой является самопознание и саморазвитие.
Л. Мамфорд
Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей.
Я. Корчак
Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что — неспособны. Они не знают, что им не под силу… Обидно прожить жизнь, не узнав себя — человека, который был тебе вроде ближе всех и которого ты так любил…
Д. Гранин, «Эта странная жизнь»
Узнать, на что ты способен, и обеспечить себе возможность реализовать свои способности – в этом ключ к счастью.
Д. Дьюи
Важнейший результат всякого образования — самопознание.
Э. Фейхтерслебен
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Е. Богат
Существует лишь одно великое приключение — и это путешествие внутрь себя.
Г. Миллер, «Тропик Козерога»
Только пустые люди знают себя.
О. Уайльд
Познать себя можно только через большие испытания, большое горе или большую любовь.
Л. Ривера, «Есть только те, кто сражается»
Уважение к себе — это уважение к другим, знание себя — жажда познания других, национальная исполненность и состоятельность — первое условие всечеловечности всякого народа.
В. Г. Распутин
Лицо человека всегда отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски.
В. Гюго
Поиск смысла жизни – сам по себе единственный смысл жизни.
В. Пелевин, «Девятый сон Веры Павловны»
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.
М. Горький
Найти смысл жизни — это счастье, найти счастье в жизни — это смысл.
В. Колечицкий
Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
Б. Паскаль
Цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком для себя.
Э. Фромм
Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой.
Л.Н. Толстой
Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни.
Вольтер
Аргументы из русской литературы
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Что значит «быть самим собой»? Это выражение определяет готовность человека быть честным по отношению к окружению и самому себе. Его смысл наглядно демонстрирует Пьер Безухов, герой романа «Война и мир», когда впервые посещает салон Анны Шерер. В отличие от лицемерного и скрытного общества, Пьер открыто выражает свои непопулярные взгляды и не боится спорить. Анна Шерер не ожидала от него такой прямолинейности, поэтому пыталась всячески заставить молодого человека замолчать и вести себя как все — то есть не говорить о темах серьезно и искренне. Но Безухов не стеснялся быть самим собой — молодым и наивным юношей с чистосердечной верой в Наполеона и идеалы революции. Герой не изображал кого-то другого, как большинство гостей, а говорил то, что думает и чувствует на самом деле. Его прямодушие раскрывает значение фразы «быть самим собой».
А.П. Чехов «Крыжовник»
Как отличить верность себе от нежелания развиваться? Человек, уверенный в своих взглядах, все равно движется вперед, только по своей траектории. А вот тот, кто зациклился на одном и том же, не делает ничего, застывая на одном и том же уровне. Таким героем является Николай Иваныч из рассказа «Крыжовник». Он всю жизнь мечтал приобрести усадьбу и зажить барином. Ради этой цели он усердно копил деньги и даже женился по расчету. В итоге он смог позволить себе дом рядом с заводом, где вода и воздух были загрязнены. Но Николай Иванович как будто не замечал этого. Он наслаждался праздностью и своим кислым крыжовником, как будто в сделал все, для чего жил. Его брат, сидя в гостях, дивился, как можно было так деградировать, добившись своей цели? Николай Иванович стал обывателем до мозга костей, его ничего не интересовало и не трогало, кроме личного комфорта. Его кругозор сузился до размеров ягоды крыжовника. Если бы его пристрастие к деревенскому образу жизни породило новые увлечения, идеи, мечты, можно было бы сказать, что он просто верен своим желаниям и привычкам. Но он лишь деградировал, сидя на одном месте, ничего не приобретая от нового статуса, кроме пустого самодовольства.
А.П. Чехов «Три сестры»
Почему человеку сложно понять себя? Причина в том, что его многое отвлекает от самопознания. Мы вечно заняты поиском хлеба насущного, поэтому не успеваем задать себе главные вопросы и получить ответы. Это доказывает пример из пьесы Чехова «Три сестры». Главный герой тянулся к науке и хотел стать профессором в Москве, но бедность вынуждала его работать в земстве. Когда у него появились жена и ребенок, о переезде оставалось лишь мечтать. Молодой отец все больше и больше работал, чтобы всех обеспечить. Ему некогда было сесть и задуматься, чего он хочет от жизни и когда это получит? Непрерывный труд и ссоры с женой загнали его в угол, где были лишь пьянство и азартные игры. Он усердно запивал и забывал эти вопросы, чтобы не впасть в еще большее отчаяние. Если бы Андрей искал себя, то нашел бы не дома и не в родном городе. Интуитивно понимая это, герой перестал углубляться в себя, ведь познание своей души всегда осложняется материальными проблемами, которые мы просто не в силах решить.
А.П. Чехов «Ионыч»
Почему люди деградируют? Они растворяются в более низкой и невежественной среде, отдаваясь рутине дней и забывая былые мечты. Это сделать гораздо легче, чем бороться за цели. Пример, подтверждающий это, можно найти в рассказе «Ионыч». Главный герой стал работать в уездном городе, где очень быстро разочаровался в окружении, перспективах и своей профессии. Пациенты были однообразны, их случаи — банальны, а население города застыло в сытой и покойной неподвижности болота. Даже самая интеллигентная семья Туркиных поражала своей бездарностью и пошлостью. Местные обыватели развлекались только обедами и азартными играми, не думая ни о чем другом. Дмитрий не смог сопротивляться сонной одури своего нового места жительства. Он со временем стал таким же, как и все, ведь плыть по течению всегда легче, чем восставать против него.
И.А. Бунин «Чистый понедельник»
В чем заключается процесс самопознания? Суть это явления состоит в том, чтобы искать свой индивидуальный путь среди тысяч других, узнавая себя через испытания, обучение и опыт. Именно этим занималась главная героиня рассказа «Чистый понедельник». Девушка, имени которой мы не знаем, изучала религию, ходила на службы и готовила себя к духовному призванию. Однако она пришла к этому не сразу, а методом проб и ошибок. Героиня вела светский образ жизни, ходила в рестораны и на концерты, даже полюбила одного юношу, который сблизился с ней. Изучив искусство, погрузившись в мирскую суету, познав любовь, она нашла себя за стенами монастыря, ведь ее больше занимали духовные вопросы. Очищение души и близость с Богом позволили ей полностью отдаться самосовершенствованию. Ее поиски, сомнения, стремления были самопознанием, которое перешло на новый уровень, когда она приобрела духовный сан.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Что такое «самосовершенствование»? Это процесс очищения души и расширения своих возможностей. Для каждого из нас совершенство выглядит по-своему, поэтому тонкости этого процесса у каждого свои. Например, Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», изначально искал идеал в превосходстве над остальными людьми и власти все изменить. Частью его пути к совершенству стало убийство старухи-процентщицы. После этого рокового поступка Родион заболел, пережил страдание и муки совести, а затем смог понять, что совершил ошибку. Новые идеалы он обрел в православной вере и раскаянии. Поэтому новая дорога к совершенству пролегала через искупление греха, изучение Библии и любовь к ближнему. На протяжении всего романа герой совершенствовал себя, пытаясь удовлетворить духовные нужды своей личности. Путь к идеалу — это и есть процесс самосовершенствования.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Почему человеку нужно развиваться? Причина в том, что застой порождает деградацию личности. Природа не терпит пустоты: на ее месте появляется либо цветок, либо сорная трава, и результат зависит от наших усилий или их отсутствия. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Во время своего путешествия в поисках мертвых душ Чичиков набрел на поместье Коробочки. Эта женщина оказалась гостеприимной и хозяйственной, но застывшей в своем развитии на одной точке. Героиня интересовалась только хозяйством и своей прибылью, все остальное, чем жил внешний мир, ее не волновало. Поэтому в большинстве серьезных вопросов помещица была «дубинноголовой». Когда Чичиков предложил сделку, она всерьез подумала, что мертвые души стали ходовым товаром, и боялась продешевить. Ее феноменальное невежество поражает читателя. Очевидно, что Коробочка перестала развивать свой ум и ограничилась лишь накоплением материальных ценностей и хозяйством, поэтому начала деградировать. Ее пример убеждает в необходимости постоянно тренировать свои мозги и расширять кругозор.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Что такое «внутренний мир человека»? Это совокупность моральных, эстетических, интеллектуальных, этических и нравственных ценностей личности. Если она в достаточной мере развита, то мир ее души будет многогранным и уникальным, а если нет, то шаблонным и обывательским. Например, в романе «Евгений Онегин» читатель знакомится с двумя сестрами — Ольгой и Татьяной. Первая девушка очень красива и легкомысленна. Она ни о чем всерьез не задумывается и живет одним днем. Поэтому ее чувства очень поверхностны, как и ее натура. Похоронив одного жениха, она тут же нашла другого и вышла замуж. Особых увлечений у героини не было: она делала все то же самое, что и сотни других барышень того времени. А вот Татьяна была вдумчивой, серьезной и интеллектуально развитой девушкой. Ее чувства были искренними и глубокими, поэтому она всю жизнь любила одного Евгения, но не смогла предать ради него мужа, которого искренне уважала и поклялась не бросать перед иконами. Ее увлечения разнообразны: она много читает, интересуется народными обычаями и традициями, любуется природой. Очевидно, что Татьяна имеет более глубокий внутренний мир, чем Ольга. Этим «миром» мы называем то, что составляет мировоззрение и мироощущение героинь.
А. Платонов «Юшка»
Нужно ли человеку искать смысл жизни? Да, ведь в этих поисках он обретает призвание и радость бытия. Так, герой рассказа «Юшка» на протяжении всей жизни размышлял о своей роли в ней и ее назначении. Поэтому на все обвинения в своей «бессмысленности», которые то и дело бросали в его адрес сограждане, он неизменно утверждал, что ему нельзя умирать, потому что его «народ любит». Юшка интуитивно понимал, что занимает важное место в жизни этих людей. Они выплескивали на него свою злобу и не приносили ее к семье. Он был громоотводом, спасающих слабых от гнева и усталости сильных. Также герой содержал девочку-сироту и оплачивал ее обучение, чтобы она стала врачом и тоже помогала людям, когда ее благодетеля уже не станет. Если бы Юшка не искал смысла жизни, а просто жил по инерции, как многие его соседи, то он не сделал бы всего этого. Толко благодаря этим поискам герой нашел себя и свое призвание.
А.П. Чехов «Человек в футляре»
Почему люди уходят в себя? Зачастую ими руководит страх, который подсказывает один выход из всех лабиринтов: «Спрятаться». например, герой рассказа «Человек в футляре» именно так и решал свои проблемы. Беликов постоянно находился в плотном пальто, под зонтом и в калошах, даже если на улице было тепло. Он ограничивал себя в развлечениях и социальных контактах, все время повторяя мантру «Как бы чего не вышло!». Комплексы и страхи доконали его после того, как он попробовал выйти из своей зоны комфорта и поухаживать за женщиной. Но однажды Варвара осмелилась прокатиться на велосипеде у него на глазах. Он восстал против этого неприличия и был спущен с лестницы братом Вари. Внешний мир оказался слишком страшным и непонятным, его не комментировали ни в одном формуляре и своде правил, поэтому Беликов ушел в себя и оттуда не вернулся. Очутившись в своем последнем футляре, он выглядел по-настоящему удовлетворённым. Можно с уверенностью сказать, что его туда загнали страхи.
Аргументы из зарубежной литературы
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Что может изменить мировоззрение человека? Каждый из нас меняет взгляды, убеждаясь в ошибочности своего прежнего мнения. Поводом для озарения может стать любая ситуация, противоречащая нашим представлениям о мире. Например, Квазимодо, герой известного романа «Собор Парижской Богоматери», ненавидел людей, потому что они ненавидели его за уродство. Он презирал их страх и стыдился своего внешнего вида, поэтому избегал попыток общения с ними, прячась в тени Собора. Но однажды он помогал своему учителю похитить цыганку и был задержан за это. В качестве наказания он провел целый день у позорного столба, где каждый мог подойти и оскорбить его. Лишь один человек проявил милосердие — та самая цыганка, которую он пытался похитить. Она поднесла ему воды, хотя он ждал удара. С тех самых пор Квазимодо перестал слепо ненавидеть. Он полюбил Эсмеральду и стал ее верным другом. Его сердце открылось для глубоких чувств, потому что он пережил озарение и понял, что не все люди злы.
Эрих-Мария Ремарк «Приют грез»
Какой опыт духовно обогащает личность? Зачастую человек развивается духовно под влиянием страданий. Богатый жизненный опыт помог Фрицу Шрамму стать великим художником. Когда он был молод, судьба свела его с женщиной его мечты — Луизой. Но у него было слишком мало денег, и родители девушки подыскали ей другого мужа, обеспеченного и респектабельного. Луиза не хотела выходить замуж без любви, но сам Фриц убедил ее согласиться, понимая, что не сможет дать ей ничего, кроме нищеты и лишений. Однако Луиза не обрела счастья с браке с богачом. От тоски она скончалась, а Фриц так и не смог найти другую музу. Всю жизнь он вспоминал Лу и жалел, что вынудил ее выйти замуж за другого. Страдания несчастной любви сделали героя признанным мастером живописи. Его полотна передавали богатую палитру чувств, которые не могли найти применения в отношениях с женщиной. Именно муки потерянной любви духовно обогатили художника.
Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»
М. Твен однажды сказал: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает». Эта фраза относится к каждому из нас: своих демонов мы стараемся держать внутри, не открывая их никому. Данную особенность человека описал Гете в пьесе «Фауст». Главный герой, уважаемый всеми профессор, наедине с собой становится мрачным и угрюмым стариком, разочарованным в жизни. Все его знания не стоят и гроша, ведь он понимает их относительность и неприменимость. Тщетность прожитых лет давит на того, кто для всех стал авторитетом недосягаемой величины. Фауст даже пытался вызвать инфернальные силы, чтобы найти ответы на свои вопросы. Никто не знал его таким, ведь доктор надежно прятал свои сомнения и печали под маской безразличия и отстраненности. Его темные стороны были под замком, даже он не мог установить глубину своего отчаяния.
Эрнст Теодор Гофман «Крошка Цахес»
Однажды Цицерон сказал: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть». С этим утверждением нельзя не согласиться, ведь мировоззрение определяет наше поведение и отношение к людям. Подтверждение этому мы находим в произведении «Крошка Цахес». Герой был наделен магическими способностями, благодаря которым мог присваивать все добродетели и хорошие поступки других людей, которые видели в нем воплощение красоты и великодушия за счет колдовства. Но в душе Цахес оставался злобным и завистливым карликом, который жаждал власти и почитания любой ценой, поэтому все его поступки, даже окрашенные магией, были плохими. В конце концов, он потерял свой дар, потому что от него отвернулась даже та фея, которая наградила его. Никакие чары не помогли Цахесу избавиться от внутреннего уродства, которое было его истинной сущностью.
Виктор Гюго «Отверженные»
Вспомним фразу Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». С этим нельзя не согласиться, потому что человек, идущий к идеалу, преображается и становится совершеннее день ото дня. Данную закономерность доказывает пример из романа Гюго «Отверженные». Главный герой, осознав свою порочность, решает изменить себя к лучшему и начать жизнь заново. Беглый каторжник всерьез взялся за дело и вскоре сделал важное открытие в области промышленности, которое позволило ему встать во главе успешного предприятия и создать рабочие места для бедняков всего края. Но на этом дядюшка Мадлен не остановился: он выручил умирающую публичную женщину Фантину, которая продавала себя, чтобы обеспечить дочь, и взял заботу о ее дочери в свои руки. С каждым годом Жан Вальжан становился все добрее, честнее и мудрее. Он продемонстрировал подвиг самоотречения, когда смирился с выбором приемной дочери, спас ее жениха и отдал все накопленные деньги, чтобы устроить ее брак. Непрерывный путь к нравственному совершенству сделал героя по-настоящему хорошим человеком.
Генрик Ибсен «Кукольный дом»
Зачем человеку познавать себя? Это необходимо, чтобы определить правильную дорогу в жизни и добиться того, чего по-настоящему хочется. Тяжелый путь самопознания описал Генрик Ибсен в пьесе «Кукольный дом». Героиня драмы всегда была скромной и послушной женой, к которой муж не прислушивался, так как считал ее легкомысленной. Однако на деле Нора однажды спасла свою семью, проделав аферу с заемным письмом и получив деньги для того, чтобы семья могла прожить год в Италии и поправить здоровье Торвальда Хельмера. Супруг не знал об этом, но когда шантажист прислал ему письмо с подтверждением, сразу же стал беспокоиться о своей карьере и винить жену в ее разрушении. Его не заботило, что Нора сделала это, спасая его жизнь. Он даже решил оградить детей от преступницы и жить с ней в разных комнатах. Увидев истинное лицо мужа и его отношение к ней, Нора поняла, что все это время жила в иллюзиях. Супруг не любил ее, она же лишь заставляла себя играть роль примерной жены и терпела его пренебрежительное отношение ради детей. Но после этого инцидента героиня решила уйти из дома, увидев пустоту внутри себя и поняв, что жизнь в этой роли проходит мимо. Познание себя показало Норе, что ей нужно двигаться дальше и покинуть дом, где нет любви и понимания.
Джон Фаулз «Волхв»
Однажды Г. Гессе сказал такую фразу: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя». С ней трудно не согласиться, ведь человек без понимания самого себя не сможет ни реализоваться в обществе и профессии, ни стать счастливым. Это подтверждает пример из романа Фаулза «Волхв». Николас Эрфе, сбежавший от себя самого на греческий остров, жил иллюзиями и предвкушением романтических приключений. В погоне за острыми и необычными ощущениями он бросил свою настоящую любовь и отложил в сторону призвание. Выпутаться из лабиринта иллюзий ему помогает скучающий миллионер Морис Кончис, который ставит для Николаса целый спектакль, где юноша мечется от одной правды к другой, от одного вымысла к другому, пока окончательно не перестает искать в жизни то, чего в ней нет. Героя вынуждают взглянуть внутрь себя и обрести гармонию с тем, кого он там увидел. В итоге Николас понял, что искренне любил Алисон, и вернулся к ней, ведь в отношениях с ней он был настоящим. Это стремление вытеснило из его сердца все остальные, потому что именно с него стоило начинать всю жизнь. Без самоопределения и познания себя герой не мог двигаться дальше.
Эмиль Золя «Страница любви»
Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе? Зачастую его порождает конфликт двух одинаково сильных чувств. Так, главная героиня романа «Страница любви» разрывалась между любовью к дочери и страстью к новому возлюбленному. Элен Гранжан была вдовой и всю силу своей любви посвящала болезненной и слабой дочери. Жанна отнимала все ее время и занимала все ее мысли. Однако молодая и красивая женщина не могла жить без мужчины. Вскоре в ее окружении появился молодой врач, который искренне полюбил Элен. Но Жанна начала сильно ревновать к чужаку и стала болеть еще сильнее под воздействием негативных эмоций. Элен переживала внутренний конфликт, любя Анри и беспокоясь за Жанну. Она должна была пожертвовать одной любовью ради другой. Это противоречие чувств породило в сердце женщины конфликт, который разрешила лишь смерть Жанны.
Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
В чем заключается смысл жизни? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Его поиски озадачили и автора романа «Шантарам». Герой, переживший наркотическую зависимость, потерю семьи и тюремное заключение, отчаялся найти смысл своего бытия и поехал в Индию, чтобы скрыться от властей. Но там он обрел не только защиту от преследователей, но и искомый ответ. Его наставник Кадер-хан открыл ему свой взгляд на извечные вопросы мироздания. По его мнению, вселенная непрерывно движется к предельному усложнению своих элементов, и задача человека, как одного из высокоразвитых проявлений усложнения частиц, заключается в содействии этому процессу — нужно упорядочить мир с целью дальнейшего развития и процветания. Все, что мешает частицам группироваться в более сложные и совершенные элементы, относится к злу и должно быть искоренено. Этот взгляд на мироздание и есть объяснение смысла жизни, который мы ищем.
Уильям Голдинг «Повелитель мух»
Кого можно назвать совестливым человеком? Ответ на этот вопрос мог бы дать роман «Повелитель мух». Ральф, один из мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, стал лидером ребят, который призывал их сохранять порядки цивилизованного мира на острове, чтобы не потерять человеческий облик среди дикой природы. Он старался делить припасы по справедливости и распределять обязанности поровну. Но в друго группе детей нашелся свой вожак — Джек. Он настаивал на необходимости жить по законам дикого племени: организовал охоту на диких зверей, сделал святилище для жертвоприношений, измазал детям лица, чтобы они могли не стесняться своих новых повадок и привычек. Однако Ральф не смог принять эти нововведения, в отличие об большинства других мальчиков. Совесть не давала ему примкнуть к сильным, которые унижали слабых и добивались своего насилием. Он один не участвовал в убийстве Хрюши и стал следующей жертвой охотников. Именно Ральфа можно назвать совестливым человеком, который не хотел опускаться до уровня дикарей и не мог поставить свои нужды выше коллективных, как это сделал Джек.
Список литературы
Русская литература
- Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Капитанская дочка»
- Толстой Л.Н. «Война и мир», «Анна Каренина»,«Детство. Отрочество. Юность»
- Чехов А.П. «Черный монах», «Вишневыи сад»
- Достоевский Ф.М. «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья», «Сон смешного человека», «Слабое сердце»
- Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Горький М. «На дне»
- Гончаров И.А. «Обломов»
- Тургенев И.С. «Отцы и дети»,«Дневник лишнего человека»
- Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
- Шолохов М.А. «Тихий Дон»
- Замятин Е. «Мы»
- Грибоедов А. «Горе от ума»
- Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»
- Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго»
- Распутин B. «Прощание с Матёрой»
- Блок A. «Двенадцать»
- Абрамов Ф. «Разговор с самим собой»
- Железников «Чучело»
- Бердяев Н. «Самопознание»
- Зощенко М. «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»
- Варламов А.Н. «Лох»
- Петросян М. «Дом, в котором …»
Зарубежная литература
- Шекспир У. «Гамлет»
- Гете И. «Фауст»
- Дюма А. «Граф Монте-Кристо»
- Оруэлл Дж. «1984»
- Хемингуэй Э. «Прощай, оружие!»
- Ли Х. «Убить пересмешника»
- Брэдбери Р. «451 по Фаренгейту»
- Диккенс Ч. «Большие надежды»
- По Э.А. «Человек толпы»
- Бальзак О. «Шагреневая кожа»
- Аврелий М. «Наедине с собой»
- Голдинг У. «Повелитель мух»
- Моэм С. «Бремя страстей человеческих»
- Гамсун К. «Голод»
- Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- Флобер Г. «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари»
Скачать материал одним архивом