О направлении “Гордость и смирение”

 

gordost_i_smirenie_fea

Понятия, значение которых нужно знать. Список возможных тем итогового сочинения. Афоризмы. Образцы сочинений.

Скачать материал одним архивом

О направлении

Сложность направления состоит в том, что оба понятия двусмысленны. “Гордость” может подразумевать как надменность, высокомерие (что не поощряется в обществе), так и чувство собственного достоинства (которое в идеале должно быть у каждого из нас).

“Смирение” в религии противопоставляется смертному греху – гордыне. То есть, смирение – это хорошо. В то же время некоторые словари определяют “смирение” как бесхребетность, бесхарактерность, подчинение чужой воле. А это уже не очень хорошо.

В общем, не путайтесь, всё будет зависеть от темы.

Понятие гордости и понятие смирения можно рассматривать неоднозначно. Каждый человек вправе понимать эти качества по-разному. Гордость может выступать и как положительное, и как отрицательное человеческое проявление характера. Когда говорится о чувстве собственного достоинства, речь идет о гордости в хорошем значении этого слова. Когда же указывается на человеческий эгоизм и чувство собственного превосходства, речь идет о гордыне. Разница между гордостью и гордыней огромна.

Понятие смирения также можно рассмотреть с нескольких позиций. Если это кротость человека, его незлобивость, то речь идет о положительной черте. Если же говорится о нежелании или неспособности бороться против несправедливостей, то это можно оценить негативно.

Наверх

Понятия, значение которых нужно знать

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордость –  высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле

Смежные понятия

Гордость  – честь, самоуважение, мстительность, упрямство, эгоизм, злопамятность, гордыня

Смирение – простодушие, бесхарактерность, бесхребетность, поддатливость, ведомость

Наверх

Список возможных тем итогового сочинения

 
Тема – номинативное предложение

Роль гордости как положительного качества в жизни человека

Роль гордости как отрицательного качества в жизни человека

Мнимая гордость

Мера гордости

Последствия чрезмерной гордости

Тема – вопрос

Нужна ли человеку гордость?

Как заслужить уважения окружающих?

Как связаны сила духа и гордость?

Как связаны гордость и эгоизм?

Как связаны скромность и смирение?

Стоит ли терпеть обиды?

Как отличить гордость от высокомерия?

Указывает ли скромность на бесхарактерность?

Как гордость влияет на взаимоотношения человека с окружающими?

В чем проявляется самоуважение?

Стоит ли прощать обиды?

Всегда ли нужно демонстрировать гордость?

Можно ли защитить свою честь, прибегнув к мести?

Кого можно считать сильным человеком?

Что толкает людей на месть?

Является ли прощение обиды благородным поступком?

Говорит ли умение прощать об отсутствии гордости?

Тема – цитата

Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Г. Бичер.

Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.
Л. Толстой

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
М. Монтень

Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души.
И. Тургенев

Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Никола Шамфор

Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
Ювенал Децим Юний

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.
Фрэнсис Бэкон

Наверх

Произведения и комментарии к ним

«Дубровский» А.С. Пушкин

Кирилла Петрович Троекуров представлен знатным и богатым барином, живущим в собственном поместье Покровское. Он имеет крутой нрав, держит в страхе всех соседей. Не боится его только бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии. Оба героя – вдовцы с детьми и бывшие сослуживцы. Троекуров хочет выдать свою дочь Машу замуж за сына Дубровского Владимира.

Ссорятся друзья из-за неожиданной размолвки. Дубровский очень горд и независим, что только способствует усугублению сложившейся ситуации. Троекуров показывает свою всесильность и властность – принимает решение лишить Дубровского его имения, поручая заседателю Шабашкину найти «законные» основания для осуществления своего плана.

 

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

Героиня Татьяна представлена в роли светской дамы. Ее сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой. Женщина сочетает в себе удивительные качества. С ней просто, поскольку она остается собой всегда.

Онегину Татьяна сообщает, что любит его и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но не может быть с ним, поскольку другому отдана и хранит верность своему мужу.

 

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Любой ребенок связан со своими родителями. Отношение к ним – лакмусовый лист, определяющий нравственность человека. Базаров, например, считает любовь физиологией и видит в этом чувстве родителей лишь животный инстинкт. Ему томно в их доме, из-за этого он не находит общего языка ни с отцом, ни с матерью.

Сцена прощания с Евгением, которая состоялась между Василием Ивановичем, Ариной Власьевной и их сыном – трагическая. Старенькие родители очень любят своего Енюшку, а сын, пробыв у них три дня, сообщил, что такое общество быстро наскучило. Отец и мать старались принять сына как можно лучше, не раздражали собственной заботой. Здесь Арина Власьевна показывает, что имеем собственное достоинство и считает слова сына оскорблением. Женщина требует и от своего мужа проявления мужественности и гордости. Ею подобраны нужные слова для утешения супруга.

О Наталье Коршуновой из «Тихого Дона»

Отчаяние Натальи не имеет пределов. Ее жизнь стала бессмысленной, поскольку нет взаимной любви и верности со стороны Григория.

Идя домой, Наталья встретила Ильиничну и рассказала ей о своих намерениях. Она сообщила, что беременна, но не зависимо от того будут ли они с Григорием вместе, детей от него больше иметь не хочет.

Ее гордыня и оскорбления мужа были причиной такого решения. Наталья не желала ребенка от Григория, который ей изменял. Аборт деревенская бабка сделала неудачно, и героиня умерла.

В романе описание последних минут жизни Натальи вызывает глубочайшее трагическое напряжение. Силы покидали ее, лежащую покорно в страданиях. Наталья прощалась со всем дорогим, что было у нее: с детьми, с «единственным» Григорием. Перед тем как умереть, она простила неверного мужа, любовь оказалась сильнее обиды. Когда Наталья прощалась с детьми, то приказала Мишатке поцеловать отца за нее и передать просьбу заботиться о них.

Наталья любила Григория всем сердцем, жила ним. Она создавала свое семейное счастье, которое стало единственным смыслом жизни. За разрушением построенного Натальей мира последовала гибель героини.

 

Л. Улицкая «Бедные родственники»

В воспоминаниях Людмилы Улицкой часто проигрывается один и тот же сюжет – бабушка, перед тем как начать что-то рассказывать, зовет ее на середину комнаты, опасаясь, что соседи могут подслушать разговор и донести. «Бедные родственники» – это название отлично подходит для описания климата, царившего в семьях в 50-ых годах. В те времена одни думали о будущем и строили планы, другие жили одним днем, отдаваясь своей любви и страсти, например, как Бронька и Ирочка. Первая грешила, была унижена, но, вместе с тем любима, познавшая радость материнства. Вторая жила правильно, как это полагалось, но уходя от Броньки, она осознает, что взяла от жизни самою малость.

Тщеславие в книге показано на примере жизни Симки, которая любит хвастаться вещами и расхваливать их. У нее только все самое лучшее: и тряпки, и покойный муж. Симка самовлюбленная героиня, гордость которой в одно мгновение перерастает в ненависть к собственной дочери.

 

Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

Лизавета была полной противоположностью своей сводной сестры Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Это набожная, смиренная девушка, но она не безгрешна. Лизавету можно сравнить с Соней Мармеладовой. Девушка – безвинная жертва Раскольникова, ставшая немым укором Родиону.  Прасковья Павловна Зарницына, хозяйка квартиры, в которой жил Раскольников, – добродушная женщина, дарящая душевную теплоту. Образ Натальи, ее покойной дочери, невесты Родиона, представлен для того, чтобы показать светлые стороны главного героя романа.

Соня, робкая девушка. Она все время старается избежать беды, оставаясь кроткой и покорной. Лужин подло выставляет героиню «воровкой», из-за чего Соня испытывает чувство собственной беспомощности. Но, несмотря на это, когда Раскольников спрашивает жить ли обидчику, девушка говорит, что на все Божий Промысл.

Образ Р. символичен. Это раздвоение, раскол. Герой постоянно стоит перед выбором: любовь к людям или убийство, совершение преступления или мучения совести, построение собственной теории сверхчеловека или поиск веры.

Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи.

На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы.

 

О Генри «Дары волхвов»

Сложная жизненная ситуация возникла у Деллы и Джима: безденежье в канун Рождества, подарки купить не за что. Герои не отчаивались – каждый задумал, чего бы это ему не стояло, сделает приятный сюрприз своему любимому человеку. Делла решила попрощаться со своими волосами и за полученные деньги выбрала цепочку для часов своего мужа. Джин расстался с золотыми часами и приобрел гребень для любимой.

Семья Джеймс Диллингем Юнг была богата двумя сокровищами, которыми они гордились: золотыми часами, доставшимися в наследство Джину от отца и деда, и волосами, подаренными Делле природой. Чтобы подготовить подарок для своей второй половинки, оба героя были готовы отдать самое ценное.

 

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Что называют любовью к Родине? Это сочетание гордости за ее историческое прошлое, любви к родному краю (местности, городу), к культурному наследию, к монументам и обелискам. К патриотизму невозможно призвать, его нужно воспитать. Начать можно с преподавания школьных уроков истории на конкретных примерах: рассказах о революционном прошлом, культурном и историческом достоянии. Забота – главный инструмент в воспитании любви к родному краю и духовной привязанности к Родине. Должна быть развита наука культурной экологии. На человека воздействует не только окружающая среда, но и социум. Это следует тщательно изучать.

Человек, не имеющий корней на своей Родине, в своем городе, подобен растению из степи – перекати-полю.

 

Бекки Шарп из «Ярмарки Тщеславия» У. Теккерея

О гордости и смирении рассуждает Теккерей в романе «Ярмарка Тщеславия». Героиня произведения Б. Ш. – дочь французской танцовщицы и учителя рисования разными методами борется за свое место под солнцем. В зависимости от ситуации, она то представляется в образе обворожительной сердцеедки, то прикидывается глупенькой смиренной невеждой, слабо владеющей французским языком, который на самом деле знает в совершенстве. Бекки холодна, расчетлива, готова на все ради достижения поставленной цели. Только покорение очередной вершины приносит ей радость. Но и проигрыш она умеет принимать мужественно – смиряется, когда видит полное отсутствие перспектив на победу.

 

М. Горький «Старуха Изергиль»

Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа – Ларра и Данко. Несмотря на то что они являются героями-антиподами, им дается общая характеристика: гордые. Однако гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.

Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.

Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исходящему из сердца-факела, Данко удалось спасти народ.

Раскрывая образы Ларры и Данко, М. Горький показывает разницу между понятиями «гордость» и «гордыня». Горделивый Ларра оказывается наказанным: теперь ему суждено существовать и искать свою смерть целую вечность. Причем старуха Изергиль, рассказывающая легенду о Ларре, подчеркивает, что Ларра был наказан именно за свою гордость. Данко же умирает как настоящий герой, который смог спасти свой народ от гибели. Такие финалы жизни персонажей позволяют выразить авторскую позицию: гордость – это положительное качество человека, основанное на уверенности в собственных действиях, а гордыня – отрицательное качество, заслуживающее истинного наказания.

 

«Сказание о Борисе и Глебе»

В древнем литературном памятнике ярко звучит проблема гордости и смирения. В основе сюжета лежат братоубийственные действия одного из сыновей князя Владимира – Святополка. Все произведение построено на приеме антитезы: жестокий Святополк противопоставлен милосердным Борису и Глебу.

К желанию убить всех наследников престола Святополка приводит его гордыня. Он не хочет делиться со своими братьями престолом. Святополк хочет взять власть полностью. Для этого он идет на братоубийства: умерщвляет младших сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Если бы не действия Ярослава, направленные против Святополка, он бы убил всех наследников власти. Это позволило бы Святополку править единолично, что установило бы диктатуру по всей Руси. Вся власть бы находилась в руках жестокого тирана. Автор «Сказания о Борисе и Глебе» демонстрирует, к чему могла привести всю Русь гордость одного человека.

Совершенно другими качествами обладают Борис и Глеб. Братья знают о намерениях Святополка и имеют возможности пойти против него войной. Однако поднять руку на собственного брата – это непозволительное для Бориса и Глеба действие. Братья даже не задумываются о том, чтобы наказать Святополка, который намеревается их убить. Их сердца наполнены любовью и уважением к старшему брату. Борис и Глеб выбирают путь смирения.

Когда Борис перед приходом слуг Святополка, собиравшихся убить его, рассуждает о своей судьбе, он говорит о том, что только смиренным людям дается благодать. Гордым же людям, по словам Бориса, который ссылается на учение Христа, Бог противится. С данным размышлением и связана в «Сказании о Борисе и Глебе» проблема гордости и смирения.

Автор демонстрирует судьбы Бориса и Глеба, которые выбирают смирение, и судьбу Святополка, выбравшего путь эгоизма и жестокости. Младшие братья, которые воспитывались по религиозным принципам, оказываются святыми еще при жизни. На местах их захоронения происходят различные чудеса, связанные с людскими исцелениями. Святополк же умирает в безумии и агонии, не найдя себе места для приюта. От его могилы после смерти исходит жуткий смрад, который напоминает всем людям, что делает с человеком гордость.

Размышления Бориса оказались верными: смиренным Борису и Глебу Бог дал благодать, ведь они были причислены к лику святых, а горделивый Святополк получил от Бога противление.

 

А.С. Пушкин «Дубровский»

Гордость и смирение – одна из проблем, которые поднимаются А.С. Пушкиным в романе «Дубровский». С этой темой связаны все основные персонажи произведения.

Роман начинается с конфликта между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Это давние друзья, которые раньше вместе служили, а теперь живут недалеко друг от друга.

Несмотря на свое довольно бедное положение, Андрей Гаврилович никогда не потакал Кириле Петровичу, окружающие люди удивлялись тому, что он высказывал свою точку зрения, даже если она не совпадала с мнением Троекурова. Это говорит о гордости Дубровского-старшего, что можно назвать его положительным качеством.

Однако в один день гордость Кирилы Петровича не позволила ему забыть случившийся скандал. Когда Троекуров показывает Дубровскому свою псарню, слуга Кирилы Петровича задел честь Андрея Гавриловича. Гордость Дубровского не позволила посещать дом Троекурова, холоп которого разрешает себе говорить дерзости дворянину.

Но Троекуров отказался идти со своим другом на мировую. Сделать это ему не позволяла гордыня. Он не хотел признавать свои ошибки и извиниться перед Дубровским, честь которого была оскорблена. В результате этого между Троекуровым и его бывшим другом начались судебные тяжбы, которые привели к тому, что Андрей Гаврилович потерял свое имение. Это говорит о том, что гордыня Троекурова оказалась сильнее, чем его крепкая дружба с Дубровским.

Проблема гордости и смирения тесно связана с еще одним образом в произведении – Владимиром Дубровским. Узнав о случившемся конфликте и похоронив своего отца, Владимир решает отомстить Троекурову. На это героя наталкивают гордость и задетая честь его рода. Однако вскоре Владимир Дубровский, который влюбляется в дочь Троекурова, выбирает путь смирения. Показывая, как Дубровский отказывается от своей мести, А.С. Пушкин демонстрирует внутренние изменения центрального персонажа, гордость которого сменяется смирением.

Смирением обладает и Маша Троекурова, дочь Кирилы Петровича. Она смиряется с тем, что ее выдали замуж за знакомого ее отца – князя Верейского. Имея возможность сбежать вместе с Дубровским, Маша отказывается, аргументируя это тем, что она дала клятву верности. Героиня смиряется с замужеством за нелюбимым человеком, тем самым смиряется со своей тяжелой и несчастной судьбой, которая ей была предназначена.

 

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В «Песни про купца Калашникова» ярко звучит тема гордости.

Кирибеевич – царский опричник, который ценит свою власть. Он уверен в том, что ему все дозволено, что он может делать все, что захочет. Именно по этой причине от стал просить у замужней девушки любви. Приближенность к власти и царю Ивану Грозному стала причиной возникновения у Кирибеевича такого качества, как гордыня.

Алена Дмитриевна не смогла мириться с поступками Кирибеевича, который опозорил ее. Честь девушки была замарана. Алена Дмитриевна не стала скрывать то, что сделал Кирибеевич, и рассказала все своему мужу – Семену Калашникову.

Поступок Алены Дмитриевны показывает, что смирение – не всегда правильное решение. Если бы она никак не отреагировала на злодеяния Кирибеевича и не рассказала бы о них мужу, ее честь и достоинство были бы запятнены.

Гордостью обладает купец Калашников, который готов на все ради того, чтобы защитить свою жену. Представитель народа не боится выйти на поединок с представителем власти, коим является Кирибеевич. В данном случае понятие гордости тесно связано с понятием чести. Калашников не может смириться с тем, что честь его жены и его семьи опозорена. Поэтому он выходит с Кирибеевичем на поединок и убивает его. Когда же Иван Грозный спрашивает у купца причину убийства его опричника, Калашников не рассказывает правду. Он готов встретить свою смерть для того, чтобы поруганная честь Алены Дмитриевны была восстановлена.

Смирение для Калашникова и его жены обозначало бы поражение, а проявление гордости стало защитой и демонстрацией своего достоинства.

М.Ю. Лермонтов показывает в «Песне» два вида гордости: для Кирибеевича это самодовольство, тщеславие и самолюбование, для Алены Дмитриевны и Семена Калашникова – самоуважение и чувство собственного достоинства.

 

За свою гордость Кирибеевич был наказан купцом Калашниковым. Несмотря на смерть центрального персонажа, он вернул осрамленную честь своей семье.

Проблему гордости можно также связать и с образом царя. Здесь показана гордость и вседозволенность представителя власти. Иван Грозный не смог смириться с тем, что его любимый опричник был убит. Именно поэтому герой произведения отправил купца Калашникова на казнь. Стоит отметить, что Кирибеевич был убит Калашниковым на честном поединке, однако Иван Грозный все равно казнил центрального персонажа из-за того, что тот смог пойти против власти.

 

А.С. Пушкин «Выстрел»

В повести А.С. Пушкина «Выстрел» поднимается проблема гордости. Главный герой Сильвио отличается своей самовлюбленностью. В годы молодости он стремился к тому, чтобы показать всем вокруг свое превосходство. Быть всегда первым – главное желание Сильвио. Поэтому когда в место, где служил главный герой, приехал граф Б***, самолюбие Сильвио было задето. Он не мог простить новому знакомому, что тот привлек к себе слишком много внимания. Сильвио презирал графа Б*** и всячески стремился задеть его. В один такой день Сильвио сказал противнику грубость, что повлекло за собой дуэль между персонажами. Это говорит о том, что граф Б*** тоже был человеком гордым. Он защищал свою честь, поэтому между ним и Сильвио был поединок.

Однако гордость графа Б*** отличается от гордости Сильвио. Его внутреннее качество можно назвать гордыней. Именно Сильвио спровоцировал дуэль, так как гордыня героя не позволяла ему занимать в обществе не первое место.

Сильвио долгое время вынашивает план мести своему противнику, гордость, эгоизм и тщеславие заслонили главному герою все прелести жизни. Месть графу Б*** стала для Сильвио настоящей мечтой.

Образ Сильвио очень противоречив. На это указывает и то, что горделивый по своей природе человек отказывается вызывать на поединок офицера, который посрамил его честь в собственном доме. Когда Сильвио и офицеры играли в карты, между ним и новоприбывшим произошел конфликт, в ходе которого в Сильвио полетел шандал, центральный персонаж просто выгнал противника из дома. Несмотря на то что все окружающие были уверены в том, что дуэли не избежать, Сильвио не реагировал на поступок молодого офицера. Рассказчик был удивлен этому, он стал относиться к Сильвио по-другому, так как считал, что он не смог защитить свою честь.

Эта ситуация говорит о том, что гордость Сильвио проявил только в конфликте с графом Б***, в ситуации с офицером он будто забыл, каков он есть на самом деле.

Когда перед Сильвио открылась возможность отомстить своему давнему противнику, он только захотел задеть самолюбие графа Б***. Только спустя 8 лет ожидания встречи граф показал неравнодушие к собственной жизни, и гордость Сильвио восторжествовала. Он доказал самому себе свое превосходство.

Но гордость Сильвио не привела его к счастливой жизни. Все 8 лет он просто существовал, постоянно размышления о своей мести. После встречи с графом Сильвио потерял смысл своей жизни. А. С. Пушкин показал, к чему может привести гордыня.

 

Н.С. Лесков «Левша»

В сказе Н.С. Лескова «Левша» показана судьба тульского умельца. Левша был одним из тульских мастеров, которые смогли подковать блоху. Главный герой имел огромные способности, его мастерством и талантом восхищались англичане. Однако на своей Родине его талант оказался не до конца оцененным. Левшу притесняли, не давали хороших условий для работы. Платов проявляет гнев относительно Левши и других тульских мастеров. Левша даже терпит от Платова то, что он таскает его за волосы. Главный герой не говорит ничего против действий Платова, он привык к тому, что с ним обращаются так жестоко.

Левша имел большие способности, чем он мог по-настоящему гордиться. Он имеет право на то, чтобы требовать к себе уважения. Однако он этого не делает. Левша – настоящий пример смирения.

Левша является представителем простого русского народа. Показывая смирение центрального персонажа сказа, Н.С. Лесков демонстрирует то, что русский народ привык к различным притеснениям. Автор показывает, что русский человек привык преодолевать трудности на своем пути, он мирится с ними и со своей тяжелой судьбой.

Смирение Левши тесно связано с пониманием героя своей несвободы и невозможности что-либо исправить. Левша не хотел идти против системы, потому что понимал, что у него ничего не выйдет. Герой считал себя представителем народа и, как и все, терпел все несправедливости.

Помимо темы смирения, в сказе «Левша» поднимается и проблема гордости. Таким качеством обладает Николай I. Он пытается доказать, что в его стране есть мастера, которые выполнят работу не хуже английских мастеров, которые создали блоху. Здесь поднимается тема гордости за свою страну. Николай I уверен в том, что его народ талантлив, что он может показать свое мастерство на весь мир. Это является ярким отличием между Николаем I и его братом Александром I, бывшим правителем. Александр I ценил только мастерство англичан, не признавая таланта русского народа.

Гордость Николая I связана с искренним желанием показать мастерство русского народа. И это хорошее качество государя. Однако Н. С. Лесков показывает, что гордость и горделивость – качества, между которыми тонкая грань. Действия Николая I можно связать с желанием показать собственное превосходство. Он радуется тому, что тульским мастерам удалось подковать блоху, что смогло возвысить его авторитет на международном уровне. Автор сказа демонстрирует корыстные цели и тщеславие Николая I. В его образе воедино соединены гордость и горделивость.

 

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Проблема гордости и смирения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тесно связана с образом Татьяны Лариной.

Героиня была совершенно не похожа на свою сестру Ольгу и на других девушек того времени. Тогда девушкам было принято кокетничать, открывать свои любовные чувства перед мужчиной было признаком задетого достоинства. Татьяна же не боялась того, что ее честь будет замарана, она признается Евгению Онегину в своих чувствах. Этот поступок был для девушки не поражением, а проявлением большой силы духа. У Татьяны Лариной свое понимание гордости.

Проблема гордости связана с образом центрального персонажа. Это самолюбие и самоуверенность. На то, что Онегин обладает гордыней, указывает эпиграф всего романа А.С. Пушкина. В нем отмечается, что главный герой имеет чувства мнимого превосходства. В данном контексте гордость взаимосвязана с понятиями надменности и высокомерия.

Проблема гордости связана и с взаимоотношениями между Онегиным и Ленским. Евгений знает, что его друг искренне влюблен к Ольгу Ларину, однако надменность Онегина становится причиной того, что он вызывает Ольгу на танец, что приводит Ленского в бешенство. Он вызывает Онегина на дуэль, что подчеркивает способность Ленского бороться за честь и достоинство. Между друзьями происходит дуэль, в результате которой Ленский погибает. Финал взаимоотношений между персонажами показывает, что в дружбе нет места для гордости и надменности.

Гордость Ленского связана с желанием показать чувство собственного достоинства, с защитой чести. Гордыня же Онегина приводит к трагичным последствиям. Лишь спустя время поведение Евгения меняется, однако и здесь он не обретает счастья: испытав чувство любви к Татьяне, Онегин слышит ее отказ. Вероятно, таким образом Евгений Онегин оказывается наказанным за гордыню, надменность и эгоизм, которые сопровождали его раньше.

С образом Татьяны связана не только проблема гордости, но и проблема смирения. Девушка мирится со всем, что для нее подготовила судьба. Татьяна принимает отказ Евгения Онегина и продолжает свою жизнь. В финале произведения читатель узнает о том, что Татьяна все еще любит Онегина, однако она не может ответить ему взаимностью, потому что у нее есть муж. Смирение Татьяны проявилось в том, что она остается верна своему мужу, несмотря на то что она не чувствует к нему настоящей любви.

 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Гордость и смирение – одна из ярких тем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ярким примером смирения является образ Сони Мармеладовой. Ее смирение заключается в милосердии, самопожертвовании и страдании ради ближних. Жизнь других людей для Сонечки Мармеладовой важнее собственной. Она идет по желтому билету, чтобы заработать деньги для своей семьи. Девушка отдает все, что у нее есть. Она готова потратить все свои силы, чтобы материально обеспечить семью своего отца. Когда Мармеладов умирает, Соня не бросает Катерину Ивановну и ее детей, хотя фактически они не приходятся друг другу родственниками. Сонечка вновь жертвует собой, чтобы помочь близким. Ради счастья других людей она готова на многое. Это говорит о том, что девушка мирится со всеми жизненными испытаниями, с которыми ей приходится сталкиваться. Соня – религиозный человек, она не может роптать на Бога за то, что он ей посылает трудности. В этом и заключается смирение Сонечки.

Смирению героиня учит и Родиона Раскольникова. Зачатки внутренних изменений центрального персонажа связаны с его взаимоотношениями с Соней Мармеладовой. Девушка отправляется с Раскольниковым на каторгу, что вновь подчеркивает ее смирение. Там Сонечка проповедует каторжникам религиозные идеи всепрощения и смирения. Именно в этом, по мнению девушки, заключается спасение человека.

Родион Раскольников, у которого мысли о превосходстве над другими обманули его «я», приходит к выводу о том, что его теория о право имеющих была ошибкой. Раскольников самостоятельно опровергает свою теорию, что говорит о том, что гордые люди умеют признавать свои ошибки.

Гордым человеком является также Свидригайлов. Во многом он считает себя лучше остальных людей. Однако в глубине души он понимает, что его надменность и гордость не оправданы. Перед своим самоубийством Свидригайлов совершает хорошие поступки: он выплачивает долги Катерины Ивановны, помогает с ее похоронами и устраивает ее детей в приют. Помимо этого, Свидригайлов хочет помочь Дуне, чтобы она не выходила замуж за Лужина. Гордость Свидригайлова сталкивается с желанием жить честно и справедливо. Это отличает Свидригайлова от Лужина, который живет по принципам эгоизма и вседозволенности. Поступки Свидригайлова подтверждают мысль о том, что гордые люди тоже умеют просить прощения и стараться загладить свою вину.

 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема гордости в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассматривается с нескольких позиций. Мнимая гордость в произведении противопоставляется истинной гордости.

Петр Гринев и Алексей Швабрин оказываются перед одинаковым выбором: присягнуть Пугачеву на верность или остаться преданным Родине. Герои принимают разные решения. Петр Гринев остается верным своей стране, он не готов подчиняться самозванцу, который совершает различные беспорядки. Петр Гринев находится на грани смерти и отчетливо это понимает, однако предать Родину, перейдя на сторону Пугачева – это предать самого себя и осквернить собственное достоинство. Поэтому главный герой между жизнью с бесчестием и честной смертью выбирает второе. Гордость в данном случае является синонимом чести.

В ситуации Швабрина гордость сближается с понятиями самолюбия и тщеславия. Он переходит на сторону Пугачева не только для того, чтобы сохранить свою жизнь, но и для того, чтобы почувствовать свое превосходство над другими. Теперь ему кажется, что он может делать все, что хочется. Автором подчеркивается надменность и высокомерие Швабрина.

А.С. Пушкин показывает два вида гордости и демонстрирует то, к чему они приводят человека. Гринев и Швабрин оказываются перед выбором, который связан с подчинением или неподчинением Пугачеву. И вершителем судеб персонажей по сути является он – Емельян Пугачев. Он помогает человеку, который отказался переходить на его сторону, из-за его доброго сердца и чувства собственного достоинства. А Швабрин, который присягнул на верность Пугачеву, Пугачевым же и наказывается. Это подтверждает мысль о том, что гордость возвеличивает человека, а гордыня – способствует внутренней деградации.

Машу Миронову можно назвать смиренной девушкой. Она отказывается выходить замуж за Петра Гринева без благословения его родителей. Когда родители Гринева не дают благословения, Маша смиряется с этим. Для нее родительское благословение важнее собственных чувств. Она не бунтует и не идет против судьбы. Смирение Маши Мироновой способствует тому, что позже она обрела счастье рядом со своим возлюбленным.

Однако Машу все же нельзя назвать полностью смирившимся со своей судьбой человеком. Ради счастья рядом со своим возлюбленным героиня отправляется освобождать его от ареста. Это говорит о том, что смирение в душе Маши Мироновой слилось воедино с силой ее характера.

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Центральным персонажем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является человек, который восстает против несправедливой общественной системы. Чацкий справедливо оценивает свои способности, он не считает себя лучше других, но видит свои достоинства. Сравнивая себя с фамусовским обществом, Чацкий чувствует свое превосходство. Однако это не говорит о тщеславии героя, он оценивает себя справедливо. Чацкий действительно отличается от окружающих его людей, и отличается он в лучшую сторону.

Чацкий не поддерживает желания людей всю свою жизнь превратить в погоню за высоким положением в обществе. Главный герой подчеркивает, что он рад служить, однако служба в понимании остальных людей заключается в элементарном прислуживании, а это Чацкий презирает. Гордость в хорошем смысле этого слова, свойственная центральному персонажу, не позволяет ему прислуживать кому-то, как это делают окружающие его люди.

Через отношение Чацкого к службе и с помощью раскрытия образа Молчалина А.С. Грибоедов показывает, что люди, которые привыкли прислуживать вышестоящим, не имеют чувства собственного достоинства. Они самостоятельно оскверняют свою честь. Бессловесный Молчалин готов делать все, что ему скажет Фамусов, ради своего положения в обществе герой готов пойти на обман. Молчалин лжет Софье о том, что влюблен в нее. Это говорит о том, что он является лицемерным человеком. Молчалин говорит Софье комплименты, проводит с ней свое время и признается в любви только для того, чтобы добиться успехов в карьере. Эти поступки говорят о полном отсутствии у Молчалина гордости и чести.

Об отсутствии чувства достоинства говорит и то, что представители фамусовского общества зависимы от чужого мнения. Фамусова постоянно интересует, что про него говорят другие люди и что они могут сказать, если он совершит тот или иной поступок.

А.С. Грибоедов показывает, что Фамусова и всех, кто на него похож, устраивают общественные принципы и ценности. Против лицемерия и чинопочитания выступает только Чацкий. Он высказывает свое недовольство тому, что люди живут только одним: мечтами о карьере и высоком положении в обществе. Главный герой не может мириться с реальным общественным положением, выступая против всего фамусовского общества. Бунт Чацкого показывает, что смирение – не всегда хорошо, что ради собственного будущего и будущего своей страны необходимо бороться.

Наверх

Образцы сочинений

В чём разница между гордостью и смирением?

 На первый взгляд, она очевидна. Гордость проявляется в тот момент, когда человек оказывается под давлением в неприятной ситуации. Сильная личность не согнется и не сломается, не пойдет на уступки. В этом и проявляется гордость.

Именно таким предстает перед нами Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». На долю мужчины выпало немало суровых испытаний: война, смерть семьи, плен. Но никогда Андрей не терял чувство собственного достоинства. Достаточно вспомнить ситуацию, когда за необдуманные слова Соколова вызвали к коменданту лагеря Мюллеру. И в этой случае гордость спасла жизнь Соколову. Но если гордость – это сила, то смирение, получается, слабость? Я так не думаю. Порой в смирении больше силы, чем в гордости, потому что обуздать чувство собственного достоинства (а в этом и состоит суть смирения) гораздо труднее, чем отстоять свое «я». Достаточно вспомнить Соню Мармеладову, героиню романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедственное положение заставило девушку сделать нелегкий выбор: поставить гордость на первое место или пожертвовать собой, смириться с обстоятельствами ради спасения семьи и стать проституткой, чтобы кормить пьющего отца, больную чахоткой мачеху и малолетних детей. Соня выбрала второе. Кротость девушки не свидетельствует об отсутствии гордости, потому что любая гордость должна уйти, если речь идет о родных и близких.

Таким образом, на самом деле разница между гордостью и смирением не так уж и велика, поскольку оба нравственных качества основаны на силе характера. И уж если говорить начистоту, гордость, на мой взгляд, чаще дается легче, поэтому смирение ценится больше. Не случайно в Библии сказано, что «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира».

Гордыня и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из величайших произведений русской литературы. Автор в своём произведении поднимает множество проблем и всеобъемлюще раскрывает образы героев. Животрепещущие темы, такие как любовь и ненависть, целомудрие и безнравственность, гордыня и смирение, затрагиваемые Ф. М. Достоевским, актуальны и сейчас.

В романе “Преступление и наказание”, как мне кажется, показано влияние грехов и страстей на жизнь человека. Под их давлением оказываются почти все герои романа. Гордыня в христианском понимании – один из самых тяжких грехов, который затмевает разум человека. Противопоставлением ему можно назвать смирение, которое заключается в отсутствии гордости, отречении от своей воли, сознании своих недостатков.

Главный герой произведения, Родион Раскольников, создавший свою теорию о безнаказанности и вседозволенности некоторых личностей, до конца считает её правильной и справедливой.

Его высокомерное отношение к людям, подразделение их на “господ будущего” и “тварей дрожащих” показывает нам бесчеловечность его домыслов. Убив старуху-процентщицу, он хоть и страдает от мук совести, но говорит:”Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.”. Раскольников считает себя правым, но никак не может понять, что не в его власти решать, кому жить, а кому умереть. Он берет на себя мнимую миссию избавления от “лишнего”, всем мешающего и доставляющего неудобства человека – старухи-процентщицы. Эти заблуждения – плоды гордыни в сердце Раскольникова.

Противопоставлением главному герою романа является Соня Мармеладова, которая ради своей семьи пренебрегла моральными устоями. Её смирение, выражающееся в подвластности обстоятельствам, готовности переступить через своё достоинство и честь, пожертвовании собой ради других, меня поражает. Искренне верующая Соня доверяет свою жизнь Богу, полагая все надежды лишь на Него.

Ещё один пример смирения и кротости в романе – Дуня, сестра Родиона Раскольникова. Ради своего горячо любимого брата она готова пойти на многое ценой своего собственного счастья. Дуня собиралась выйти замуж за Лужина лишь для того, чтобы хоть как-то поправить денежное положение своей семьи. Любовь к брату породила в ней смирение, жертвенность, готовность сделать ради его счастья абсолютно всё.

Я думаю, главное отличие горделивого человека от смиренного заключается в отсутствии любви к другим, сосредоточении только на себе. В опустошенном эгоистичном сердце всегда найдется место гордыне. В то время как любовь наполняет его смыслом жить ради других.

Пример сочинения на тему “Гордость и смирение”

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что “нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием”. Соня, “преступившая” и загубившая душу свою, “человек высокого духа”, одного “разряда” с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его “бунта”, его “топора”, который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает “сквозь коросту” в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы чересчур эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. “Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению”. Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься “головой в воду”. От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько “о них, своих”. Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони “идеальным”. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.

В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. По этой причине в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что “начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Справедливо осудив “бунт” Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока “мир стоит”. В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Наверх

Вывод

Таким образом, гордость и смирение – неоднозначные явления. Каждый человек должен иметь чувство собственного достоинства и стараться отбросить тщеславие и высокомерие. Кротость смиренных людей – положительное качество, однако мириться в этом мире нужно далеко не со всем, ибо от действий человека зависит его будущее.

Скачать материал одним архивом

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *