Программа элективного курса “Теория и практика написания сочинения”

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Программа рассчитана на 102 часа / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах. Программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Учебно-тематический план

9 класс (34 часа)10 класс (34 часа)11 класс (34 часа)
  1. Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения о Бабе-Яге
  2. Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений.
  3. Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема».
  4. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения
  5. Самостоятельность мышления
  6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике.
  7. Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.
  8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
  9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.
  10. План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.
  11. Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.
  12. Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.
  13. Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
  14. Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя
  15. Составление планов характеристик одного литературного героя.
  16. Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
  17. Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
  18. Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии.
  19. Составление планов – сравнительных характеристик.
  20. Стилистические упражнения
  21. Нормы литературного языка
  22. Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала.
  23. Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
  24. Совершенствование черновика сочинения
  25. Составление планов – групповых характеристик
  26. Повторение теории стихосложения. Практикум нахождения языковых средств.
  27. Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов.
  28. Постановка вопросов к анализу стихотворения. Составление плана
  29. Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.
  30. Стилистические упражнения.
  31. Нормы литературного языка
  32. Предупреждение речевых ошибок
  33. Повторим теорию. Контрольная работа по теории литературоведения
  34. Практикум анализа стиха
  1. Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.
  2. Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления
  3. Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
  4. Предупреждение речевых ошибок
  5. Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.
  6. Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.
  7. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.
  8. Стилистические упражнения
  9. Сочинение – характеристика образа автора.
  10. Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления.
  11. Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
  12. Нормы литературного языка
  13. Сочинение – характеристика лирического героя
  14. Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.
  15. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
  16. Практикум анализа стиха.
  17. Темы. Частные темы.тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.
  18. Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.
  19. Совершенствование написанного.
  20. Определение темы прозаических и стихотворных произведений.
  21. Предупреждение речевых ошибок.
  22. Сочинение – обобщение по теме.
  23. Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме.
  24. Совершенствование написанного.
  25. Стилистические упражнения
  26. Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения.
  27. Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения
  28. Совершенствование написанного
  29. Нормы литературного языка
  30. Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.
  31. Сочинение о жанровой природе литературного произведения
  32. Подготовительный этап к сочинению о жанре
  33. Обсуждение работ.
  34. Редактирование отрывков из сочинений
  1. Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении.
  2. Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции.
  3. Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища…
  4. Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего.
  5. Лирические отступления  и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям.
  6. Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении.
  7. Подготовка к сочинению по литературному направлению.
  8. Нормы литературного языка
  9. Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.
  10. Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство  с образцами рецензии
  11. Пейзаж. Практикум  анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа.
  12. Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении.
  13. Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета.
  14. Предупреждение речевых ошибок.
  15. Повторим анализ стихотворения.
  16. Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания.
  17. Написание  сопоставительного анализа стихотворения.
  18. Редактирование собственных работ.
  19. Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов.
  20. Стилистические упражнения.
  21. Редактирование собственных работ.
  22. Проблемно – обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему.
  23. Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.
  24. Нормы литературного языка.
  25. Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
  26. Эссе как жанр ученического сочинения.
  27. Очерк как жанр ученического сочинения.
  28. Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения.
  29. Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению (6 часов)
Скачать рабочую программу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *