Программа элективного курса “Теория и практика написания сочинения”
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 102 часа / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах. Программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Учебно-тематический план
- Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения о Бабе-Яге
- Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений.
- Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема».
- Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения
- Самостоятельность мышления
- Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике.
- Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.
- Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
- Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.
- План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.
- Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.
- Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.
- Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
- Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя
- Составление планов характеристик одного литературного героя.
- Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
- Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
- Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии.
- Составление планов – сравнительных характеристик.
- Стилистические упражнения
- Нормы литературного языка
- Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала.
- Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
- Совершенствование черновика сочинения
- Составление планов – групповых характеристик
- Повторение теории стихосложения. Практикум нахождения языковых средств.
- Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов.
- Постановка вопросов к анализу стихотворения. Составление плана
- Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.
- Стилистические упражнения.
- Нормы литературного языка
- Предупреждение речевых ошибок
- Повторим теорию. Контрольная работа по теории литературоведения
- Практикум анализа стиха
- Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.
- Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления
- Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
- Предупреждение речевых ошибок
- Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.
- Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.
- Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.
- Стилистические упражнения
- Сочинение – характеристика образа автора.
- Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления.
- Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
- Нормы литературного языка
- Сочинение – характеристика лирического героя
- Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.
- Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
- Практикум анализа стиха.
- Темы. Частные темы.тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.
- Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.
- Совершенствование написанного.
- Определение темы прозаических и стихотворных произведений.
- Предупреждение речевых ошибок.
- Сочинение – обобщение по теме.
- Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме.
- Совершенствование написанного.
- Стилистические упражнения
- Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения.
- Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения
- Совершенствование написанного
- Нормы литературного языка
- Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.
- Сочинение о жанровой природе литературного произведения
- Подготовительный этап к сочинению о жанре
- Обсуждение работ.
- Редактирование отрывков из сочинений
- Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении.
- Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции.
- Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища…
- Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего.
- Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям.
- Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении.
- Подготовка к сочинению по литературному направлению.
- Нормы литературного языка
- Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.
- Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство с образцами рецензии
- Пейзаж. Практикум анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа.
- Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении.
- Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета.
- Предупреждение речевых ошибок.
- Повторим анализ стихотворения.
- Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания.
- Написание сопоставительного анализа стихотворения.
- Редактирование собственных работ.
- Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов.
- Стилистические упражнения.
- Редактирование собственных работ.
- Проблемно – обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему.
- Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.
- Нормы литературного языка.
- Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
- Эссе как жанр ученического сочинения.
- Очерк как жанр ученического сочинения.
- Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения.
- Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению (6 часов)