Памятка написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише
- Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).
Стихотворение ……. (название) написано …….. (автор, год написания).
Поводом для его создания послужило ……….
Произведение посвящено …… (адресат), о чём свидетельствует ……. (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).
Основными особенностями творчества художника являются ………, и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.
Будучи написанным в рамках ………. направления, стихотворение отличается ………..
Стихотворение наполнено чувством ………(одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).
По прочтении произведения остаётся ……… (радостное/грустное, светлое/тягостное) впечатление.
- Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация и т. д.).
Жанр произведения можно определить как ………..
По своим особенностям произведение относится к жанру ……….
Жанр стихотворения определяет особенности ………. (тематики, проблематики, композиции,, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.
- Тема (то, о чём повествуется в произведении).
По характеру содержания стихотворение относится к …….. (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.
Темой произведения поэт избирает ……….
Тематика стихотворного произведения является ……… (традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для ……. (данного автора, литературного направления, литературы в целом).
В произведении можно проследить присутствие традиций ………. (других авторов).
- Идея и проблематика (основная мысль произведения, к чему призывает автор).
Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема ………..
Основная идея стихотворения заключается в ………. и выражена в строках: …………
- Лирический герой стихотворения (особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).
Образ лирического героя является выразителем ……. (мыслей, чувств, идей автора).
Лирический герой стихотворения размышляет о ….. (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).
В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.
- Композиция:
линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
зеркальная (основана на «зеркальном» отображении поэтических строк);
контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
параллельная (основана на сравнении, сопоставлении явлений);
анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).
По характеру построения композицию стихотворения можно назвать ………….
В стихотворении можно выделить …. (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется …… (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами и т. д.).
- Система образов
В стихотворении выведены образы ……….. (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).
Образы стихотворения отличаются ………. (конкретностью, символичностью, многоплановостью, неоднозначностью толкования и т. д.).
- Художественно-изобразительные средства произведения (тропы и фигуры).
Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства, среди которых следует назвать …….. (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): ……… (Примеры).
Художественно-изобразительные средства придают стихотворению ………. (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.).
- Ритмико-интонационные особенности стихотворения (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)
Стихотворение состоит из … строф, в каждом из которой строки связаны ……… (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.
Размер стихотворения – ……… (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению ……….. (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).
Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков ……, который/которые создаёт/создают ощущение …… (плавности – [л], [в], [э], шёпота, шуршания – [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома – [м], [р], жужжания – [ж], [з], журчания ручья – [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.).
- Краткий вывод, обобщение
Таким образом, данные особенности стихотворения позволяют назвать его……..(традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).
В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как…(лиричность, музыкальность, образность и т. д.)
Сохранить памятку