Воланд – «князь тьмы» всех времен или добродетель?
Работа была подготовлена к X слету научных обществ обучающихся образовательных учреждений города
Автор работы: Шестакова Светлана Александровна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15», Научное общество учащихся «СПЕКТР», 11 а класс
В исследовательской работе Шестаковой Светланы « Воланд – «князь тьмы» всех времен или добродетель? (На примере «двойников» Воланда в разные исторические эпохи» рассматривается процесс пристального взгляда на то, что «Булгаковские образы нередко ориентированы на множественность ассоциаций и имеют несколько литературных и реальных источников». Образ Воланда несёт в романе огромную смысловую нагрузку. Булгаков вводит его под личиной Сатаны. Однако постепенно образ Воланда постепенно отдаляется от представлений о Сатане.
Изучив множественные интернет ресурсы, обширный архивный материал, просмотрев множественную критическую литературу, Светлана выдвигает следующую гипотезу: Воланд – «князь тьмы» всех времен и добродетель. Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски. Воланд – это художник, переосмысленный автором образ Сатаны. Проведя множество сравнений, проанализировав исторические факты в различные эпохи правления, в частности, Сталина и Ленина, она , на основе архивных материалов приходит к выводу в конце своего исследования, что прототип необходим в той мере, в какой он пробуждает у публики фиксированные ассоциации, однозначные условные рефлексы. Не персонально Сталин, а неотвратимая угроза, жестокий (но мотивированный!) гнев небес – вот что такое Воланд» . Образ Воланда как бы нанизывается на народные представления
о добром и справедливом Ленине, воскресшем и увидевшем общественный непорядок, что приводит его к мысли начать все сначала.
Ученица , в своем исследовании указывает на то , что Воланд в романе прежде всего проясняет внутреннюю природу реального мира. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом, шанс использовать свою добрую волю! Поэтому он и не оставляет, подобно Мефистофелю, впечатления существа, стремящегося творить зло, а Добро совершающего лишь невольно.
Светлана определяет актуальность темы: в настоящее время следует констатировать, что мир охватил экономический кризис, который является последствием беспрецедентного по масштабам нравственного кризиса современности. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.
В работе приводится обширный доказательный материал публицистического, печатного и художественного характера. Исследование ведется через рассмотрение такой важной проблемы общества, которое утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации.
Она приходит к выводу, что понятие добра и зла для человечества стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.
Обучающаяся ищет сходство и различие между Воландом и Мефистофилем, Воландом, Лениным и Сталиным. Пытается разобраться, почему именно их считают «двойниками» главного булгаковского героя..
Она указывает в своей работе на главное – большинство персонажей романа, исторических фигур, литературных образов неоднозначны, они вызывают различные эмоции, их поступки не подчиняются привычным категориям добра и зла. Но одним из самых необычных и таинственных персонажей, несомненно, является Воланд.
Презентация к исследованию