Теория и практика написания сочинения в традиционном жанре

Рабочая программа по внеурочной деятельности по учебному предмету «Русский язык», 11 класс

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея- тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

На изучение элективного курса  предмета  «Русский язык» в 11 классе в вариантной части Учебного плана МБОУ «Лицей №2» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе говорится, что часть С – небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна не только выпускникам, но и другим учащимся школы.

Выбор данной темы связан с желанием учащихся успешно сдать обязательный письменный экзамен по русскому языку, повысить свою грамотность и лингвистическую компетенцию.

Цель курса:

  • формирование устойчивых знаний и умений учащихся по созданию сочинений-рассуждений по текстам разных типов и стилей речи;
  • создание условий для оценивания учащимися собственных возможностей и склонностей.
  • гуманитарное развитие учащихся;
  • развитие творческих способностей личности;
  • овладение учащимися свободной письменной речью;
  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Цель данного курса состоит не в «натаскивании» учащихся и не в приобщении их к шаблонным, трафаретным сочинениям. Главное, чтобы они приобрели знания и умения, помогающие конструировать свое сочинение в соответствии с поставленной проблемой, оперировать фактами из текста, использовать афоризмы и собственные мысли в соответствии с заявленной проблемой и позицией автора.

Задачи элективного курса:

  • обучить осознанному чтению и восприятию текстов; помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
  • привить умение аргументировать собственные мысли и мнение автора примерами из текста, из других произведений (статей), из собственной жизни.
  • обучить умениям и навыкам самостоятельного создания сочинений и самостоятельного оценивания и взаимооценивания работ.
  • развивать и воспитывать мыслящую личность, умеющую отстоять свое мнение.
Содержание программы
Колонки тематического планирования
Скачать программу

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *