О направлении “Я и другие”
Кадр из фильма “Дон Кихот из Ламанчи”, 1972
Направление “Я и другие” (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
Цитаты. Аргументы из русской и зарубежной литературы. Образец сочинения. Список литературы.
Скачать материал одним архивом
Содержание
Список цитат
Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.
Л.Н. Толстой
Любовь есть невероятное по мощи влечение душ друг к другу.
Б. Васильев
Любовь есть невероятное по мощи влечение душ друг к другу.
Б. Васильев
Никто не смеет соваться в чужую жизнь. Пусть человек решает сам за себя. Помочь ему — можно, а указывать — нет.
Д. Стейнбек
Потребность любить сильна в человеке, корни её достигают удивительных глубин, разветвляясь и укрепляясь в самом сердце.
М. Уэльбек
Человек в состоянии оценить себя лишь по отношению к другому. Оттого и общение становится невыносимым.
М. Уэльбек
Люди не сходны: те любят одно, а другие — другое.
Гомер
Все наши взаимоотношения с окружающим миром отражают наше отношение к самому себе.
Луиза Хей
Нет худшего наказания для человека, чем остаться одному.
А. Нортон
Осознание и знание того, что на Земле еще есть человек, с которым у тебя есть взаимопонимание, даже несмотря на разную форму обрамления мыслей, способно превратить жизнь на Земле в Рай.
Гете
Насколько мы переживаем мир по-разному, настолько мы, по существу, живем в разных мирах.
Р. Лэйнг
Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя.
Гегель
Когда я начал любить себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в нужный момент, поэтому я могу быть спокоен. Теперь я называю это «Уверенность в себе».
Ч. Чаплин
Одиночество отталкивает. Оно овеяно грустью и не может вызывать в людях ни интереса, ни симпатии. Человек стыдится своего одиночества. Но в той или иной степени одиночество – удел каждого.
Ч.Чаплин
Ад – это не другие, ад – когда нет других.
Уэлдон
Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.
Ж. Сартр
В других нас раздражает не отсутствие совершенства, а отсутствие сходства с нами.
Д. Сантаяна
Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер
Нам трудно поверить, что мысли других людей столь же глупы, как наши собственные, а ведь так оно, вероятно, и есть.
Дж. Робинсон
Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой. Сознание вины делает нас нетерпимыми.
Анри Амьель
Любящий человек живет в любящем мире. Враждебно настроенный человек живет во враждебном мире: каждый встречный служит вам зеркалом.
К. Кейс
Не делай другим то, что ты хотел бы, чтобы они делали для тебя. У вас могут быть разные вкусы.
Д.Б. Шоу
Великий вопрос жизни – как жить среди людей.
Камю
Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
К.Г. Юнг
Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.
К.Г. Юнг
Человек с человеком испокон веку ведут монолог.
С.Е. Лец
Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…
В.Г. Белинский
Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз.
М.М. Бахтин
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Ф. Ларошфуко
Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, – это то, что им нельзя мешать быть счастливыми – так, как они того хотят.
Г. Джеймс
Истинная сущность близких отношений заключается в том, что они никогда не бывают лучше отношения к самому себе.
Джеймс Холлис
Чтобы никому не завидовать, надо быть личностью. Чувство личности — чувство внутренней полноты, не требующей никаких дополнений.
Ф. Искандер
Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.
Ф. Искандер
Любой конфликт в семье, на работе, в любви и дружбе — это лишь отражение вашего внутреннего конфликта. Поэтому разбираться надо не с окружающими — разбираться надо с собой.
М. Лабковский
Никому не следует быть точно таким же, как другие.
М. Л’Энгл
Мы придумываем, какими должны быть окружающие, но другие люди не такие, и никогда такими не станут, — и мы осуждаем их за это, выносим им обвинительный приговор.
М. Руис
Другие относятся к вам так, как вы их научили. Если вы сделаете этот принцип основным в своей жизни, вы всегда будете оставаться хозяином своей судьбы.
Уэйн Дайер
Когда для нас перестают существовать другие, мы перестаём существовать сами для себя.
Э. М. Чоран
Общество и человек есть враги, зависящие друг от друга.
А. Миллер
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В. Белинский
Истинная дружба невозможна без близкого знакомства.
Э. Бронте
Самая прочная дружба – это та, что основана на общих интересах и общих трудах ради собственного будущего, тесно связанного с будущим твоего друга.
М. Дрюон
Дружба с самим собой – очень важная вещь. Потому что не подружившись с собой, ты не сможешь дружить больше ни с кем.
Э. Рузвельт
Есть только два успешных способа взаимоотношения с миром: первый — ко всем относиться плохо, второй — хорошо. В любом случае, мир не обманет ваших ожиданий.
А. Генис
Человек никогда не знает, каков он, пока не останется один.
Д. Мередит
Терпимость — очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первый порыв и даже последующий — это ненависть ко всякому, кто думает не так, как мы.
Жорж Леметр
Умение быть другим — это и умение быть разным собой, и умение оставаться одним и тем же; умение понимать другого — и понимание, что это умение имеет пределы.
В. Леви
Человек становится человеком только среди людей.
Иоганнес Бехер
Каждый человек для одного бывает хорош, а для другого – плох.
Э. М. Ремарк
О ком бы человек ни говорил, он всегда говорит о себе.
К. Мелихан
И без людей человек не может жить, и с людьми тяжко.
Чингиз Айтматов
Аргументы из русской литературы
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Как общество влияет на человека? Оно прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Этот процесс проиллюстрировал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Главный герой вращался в высшем свете столицы, получил стандартное для дворян воспитание, поэтому усвоил специфичные нормы обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился любовью, не верил в дружбу и ставил мнение презираемых им людей выше своего собственного. Именно по этой причине он предпочел дуэль с Ленским извинениям, хотя сам хотел признать вину и избежать схватки. Но страх перед тем, что его признают трусом, направил его на ложный путь. В результате Евгений убил человека и стал изгнанником с вечным чувством вины, зато его не посчитали малодушным едва знакомые люди, которых он не уважал. Общество сделало Онегина марионеткой, которая покорно шла у него на поводу, потеряв индивидуальность и волю.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Может ли один человек изменить общество? Многие авторы полагают, что нет. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» доказал, что один человек, как бы его не возвышала народная стихия, не может менять историю или управлять ее процессами. Он не в силах влиять на общество, даже если носит на голове корону. В качестве примера он рассмотрел выдающуюся личность Наполеона. При всей своей власти он не смог предотвратить моральное разложение французской армии, которая пришла в Москву и превратилась в горстку мародеров. Как только солдаты увидели брошенное богатство, они начали грабить и копить его. Их уже не интересовала цель прибытия. Какие бы меры не принимались «наверху», рядовые бойцы и офицеры предавались пьянству, разврату, алчности и стали жертвой своей жадности. Когда пришло время уходить, армия развалилась, потому что каждый вез награбленное. Если даже «великий человек» Наполеон не смог изменить своих солдат, то как может кто-либо другой тешить себя иллюзиями, что у него это получится?
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
В. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Его утверждение не вызывает сомнений, ведь именно окружение формирует нормы поведения, морали, этики, которые образуют мировоззрение личности. Это доказал М. Шолохов в романе «Тихий Дон». Главный герой родился обычным казаком: пахал землю, удил рыбу, охотился, проходил военную службу, имел надел земли и избу. Однако судьба привела его на войну и свела с необычным окружением. Прибыв в московский госпиталь после ранения, Григорий познакомился с бойцом по фамилии Гаранжа, который помог ему осознать нелепость и преступность Первой Мировой войны. Все увиденные Мелеховым картины и умные речи язвительного товарища сплелись воедино и изменили мнение героя о военной службе и власти в стране. Если до войны Григорий не задумывался о правомерности решений правительства и свою бедность принимал как должное, то после демобилизации начал мыслить по-другому. Он стал разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости. Несмотря на казачье происхождение, которое было ближе к ментальности Белого движения, Мелехов сделал выбор в пользу того, что открыло ему новое окружение. Именно оно и сформировало его мировоззрение.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Кого можно назвать «лидером»? Человека, который может повести людей за собой и увлечь их своими идеями. Например, таким героем был Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети». Он стал нигилистом, мог многое рассказать о своих оригинальных взглядах, поэтому многие слушатели становились его сторонниками и фанатами. Аркадий Кирсанов был одним из таких адептов новой веры нигилизма. Он покорно внимал речам друга и соглашался даже с тем, что на деле было ему чуждо. Также горячими поклонниками Базарова выступали Ситников и Кукшина, которые слепо копировали идеи своего кумира и перенимали даже его манеры. Своим ораторским мастерством и волей Евгений заронил семя сомнения даже в твердолобые головы представителей старшего поколения. Такие качества всегда отличают лидера: он убедителен, смел, упрям и умеет управлять людьми.
И.С. Тургенев «Бирюк»
Можно ли жить без общения с людьми? Конечно же, нет. Даже те, кого принято называть «нелюдимыми», не могут отказаться от социальных контактов, потому что они составляют часть нас самих. Так, герой рассказа Тургенева «Бирюк» прослыл дикарем и жестоким лесным сторожем. Из-за его рвения к работе никто в деревне не любил и не понимал его. Принципиальный лесник запрещал рубить деревья и не уступал даже за деньги. Общение с ним ни у кого не складывалось. Однако рассказчик при встрече с Бирюком не заметил враждебности и нежелания общаться. Лесник охотно проводил его в свою избу и познакомил с детьми. Более того, он даже отпустил вора леса, когда услышал его историю о бедности в семье и отсутствии выбора. Значит, даже если нам кажется, что человек может прожить без социальных контактов, это не так: все мы нуждаемся в общении и удовлетворяем эту нужду в той или иной мере.
М. Горький «Детство»
Как происхождение влияет на мировоззрение человека? Наш социальный статус и семейное положение определяют не только мировоззрение, но и судьбу. Подтверждение этому мы можем найти в повести Горького «Детство». Семья главного героя принадлежала к крестьянскому сословию и всегда жила в нищете. Дед Алеши рос без отца и работал с малых лет. Каширин долгое время надрывал здоровье, трудясь за гроши, испытал много горестей и лишений. Поэтому даже когда он достиг успеха по меркам своей среды, он считал каждую копейку и ценил деньги больше родных людей. Жизнь в бедности сделала его жадным, подозрительным и жестоким человеком, готовым идти к куску хлеба по трупам. Такими выросли и сыновья Василия. Ради наследства они дрались, обманывали и готовы были сжить со свету родного отца. Очевидно, что происхождение человека формирует его взгляды на мир и направляет его по жизненному пути.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Почему талантливые люди часто страдают от непонимания в коллективе? Видимо, потому, что общество по природе своей консервативно и не может оценить все то, что отличается от общепринятой нормы. Эту закономерность подметил А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Фамусовское общество не приняло Чацкого, потому что герой обличал его пороки и высказывал новаторские идеи. Живой ум и независимость Александра контрастировали с всеобщим невежеством и конформизмом. Если бы московские дворяне приняли его, они бы ежедневно убеждались в собственной ничтожности на его фоне. Им пришлось бы менять себя и перестраивать систему взаимоотношений. Помещики боялись этих перемен и в глубине души не хотели их. Их устраивало то, что осуждал Чацкий: крепостное право, кумовство, преклонение перед иностранной культурой, социальная несправедливость. Талантливый человек не был понят и оценен по достоинству, потому что люди испугались его потенциала, чреватого нежелательными переменами и разоблачениями.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Бунт человека против общества — это всегда вынужденная мера, которая говорит о наличии социальных противоречий и несправедливости на уровне системы. Эту закономерность наглядно демонстрирует пример из произведения Распутина «Живи и помни». Героиня обнаружила, что муж дезертировал и скрывался неподалеку от дома, и помогала ему прятаться. Ее поступок — это вызов окружению и законам того времени. Все глубже увязая в противоборстве личного и общественного, Настена постепенно отказывалась от норм и традиций своей среды. Она открыто выступила против свекрови и свекра, обманула всех своих близких и оклеветала себя, когда забеременела. Она убеждала людей, что ребенок не от супруга, и тем самым разорвала связи, соединявшие ее с деревней. Набравшись мужества, героиня солгала и власть имущим, прикрывая дезертира в военного время и являясь соучастницей его преступления. Почему она так поступила? Ответ кроется в противоречии семейных ценностей отечественным и государственным приоритетам. Законы были безжалостны по отношению к женщинам, оказавшимся в положении Настены. Героиня не могла предать супруга, но ради него ей пришлось изменить Родине. Именно война и несовершенство советской правовой системы толкнули честную женщину на бунт против общества и его однобокой морали. Финальной точкой этого бунта стало самоубийство Настены, не желавшей выдавать Андрея.
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Может ли общество плохо повлиять на человека? К сожалению, это так, ведь скопление людей обладает отрицательными и положительными чертами, поэтому может повлиять на личность и хорошо, и плохо. К примеру, герой произведения «Собачье сердце» стал жертвой своего окружения. Шариков познакомился со Швондером и его товарищами, которые повсеместно насаждали новые порядки пролетарской диктатуры. Однако эти люди, ставшие самопровозглашенными судьями и получившие власть, были невежественны, грубы и обижены на свою бедность. Все их реформы сводились к мести богатым. Их влияние на Шарикова было разрушительным: он ополчился против своего создателя и решил отобрать у него часть квартиры. Полиграф не выполнял никаких обязанностей, но у всех требовал соблюдения своих прав, которые были плохо замаскированными капризами и попытками обогатиться за чужой счет. Борьба за «правое дело» стала для него предлогом для шантажа и средством заработка. Шариков, как и его окружение, не хотел учиться или работать. Ему больше нравилось требовать все, что ему нужно, от других, прикрываясь громкими лозунгами. Общество рабочих плохо повлияло на героя, ведь развило только его пороки.
Аргументы из зарубежной литературы
Фридрих Шиллер «Разбойники»
Почему происходят конфликты в семье? Причина кроется в том, что близким людям не хватает общения, и на пустом месте возникают недомолвки, непонимание, обман. Так произошло и в пьесе Шиллера «Разбойники». Пока старший брат учился, младший настроил отца против него, чтобы получить себе все наследство. Но конфликт двух братьев был гораздо глубже, чем соперничество за деньги. Францу не хватало не столько материальных благ, сколько внимания отца. Граф всегда больше любил первого сына и сравнивал двух детей, порождая во втором комплекс неполноценности. Его обман стал местью более удачливому Карлу и равнодушному отцу, который не смог дать сыновьям равноценную любовь. Да и граф фон Мор поверил Францу только потому, что не общался со страшим сыном и отдалился от него. В их семье не было достаточно тесных уз, которые могли бы разрешить все противоречия. Трое мужчин были далеки друг от друга, и это отдаление стало первоисточником конфликта.
Джеймс Клавелл «Сёгун»
Как адаптироваться в новом коллективе? Прежде всего, необходимо оставить свой устав у входа в чужой монастырь и открыться новым впечатлениям. Такой совет мог бы дать герой романа Клавелла «Сёгун», который стал первым англичанином, увидевшим Японию. Его занес туда шторм, повредивший корабль, и Блэкторну ничего не оставалось делать, кроме как приспособиться к жизни в новой стране. Сначала он не мог отделаться от предрассудков своего общества, поэтому не хотел мыться, есть полезную пищу и вежливо обращаться с окружающими его людьми в духе их традиций. Все это он сличал варварскими причудами до тех пор, пока не убедил себя быть более терпимым и гибким. Оказалось, что японцы во многих сферах значительно опередили англичан и были правы, когда настаивали на соблюдении своих приличий и уставов поведения. Обучившись их этикету, национальным обычаям и правилам, Блэкторн смог адаптироваться в их среде и начать новую жизнь, став близким другом правителя Японии.
Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
Кого называют «белой вороной»? Чаще всего люди называют так того, кто сильно выделяется на общем фоне и не может адаптироваться в коллективе. Именно такой была героиня романа «Джейн Эйр», которая всегда искала справедливости и честно боролась за нее. У девочки была сложная судьба, которая обогатила ее внутренний мир обостренной совестью и жаждой правды. Ее родители рано погибли, и ребенок оказался на воспитании у родственников, которые возненавидели сироту. На фоне избалованных, высокомерных и напыщенных детей Сары Рид Джейн сильно выделялась своей независимостью, скромностью и смелостью. В семье эгоистичных и недалеких людей она стала «белой вороной», потому что не разделяла их взглядов на мир. Из-за этого несоответствия она не смогла прижиться в семье и была отдана в приют. Там ей тоже не удалось скрыть свою индивидуальность, и наставницы заметили ее неукротимый нрав. Джейн отличается от многих других девочек не только тягой к знаниям, но и стремлением добиться справедливости, ведь детей в школе морят голодом и холодом. Чтобы улучшить жизнь детей в интернате, она остается там учительницей после прохождения курса, а потом посвящает всю себя спасению мистера Рочестера и его дочери от мрачной меланхолии. Незаурядный характер и самоотверженность героини делает ее незаменимой в семье Рочестера. Именно такими качествами и отличается «белая ворона» — это необычный, яркий и интересный человек, который сталкивается с непониманием из-за своего отклонения от нормы.
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Почему общество не принимает человека? Ответ заключается в том, что люди боятся того, чего не понимают. Эту закономерность проиллюстрировал Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Он рассказал читателю историю Квазимодо — мальчика, который родился горбуном. У него были искажены черты лица, поэтому родители оставили его на произвол судьбы, испугавшись младенца. В те времена жестоких предрассудков внешность играла в жизни человека важнейшую роль: любой изъян люди считали отметиной сатаны. Так и несчастного ребенка, оставленного на площади, горожане хотели убить только потому, что он некрасив, а значит, происходит от дьявола. Мальчика спас священник, выучивший его и давший ему работу звонаря в соборе. Герой почти не покидал своего дома, не доверяя людям и боясь их. Общество не приняло Квазимодо из-за суеверного страха перед его обличием, загадки которого они не могли разгадать в силу невежества.
Харпер Ли «Убить пересмешника»
Кого можно назвать «изгоем» в обществе? Так именуют людей, которых окружение не принимает в силу их несоответствия общепринятым стандартам. Пример такого человека можно найти в книге «Убить пересмешника». Страшила Рэдли был героем легенд города Мейкомб. Согласно рассказам, это был сумасшедший юноша, которого стыдились богатые и знатные родные. После его эксцентричных выходок отец и брат заточили его в доме и разрешали ему гулять только по ночам, чтобы он не позорил семью. Однако эти сведения не соответствовали действительности: мистер Рэдли, конечно, не был здоровым человеком, но рассудка не терял. Он очень привязался к соседским детям и дарил им подарки тайком, чтобы никто не узнал. А однажды он даже спас их от нападения убийцы, который хотел отомстить их отцу. Герой оказался добрым, смелым и проницательным человеком, которого общество вычеркнуло из своей жизни только потому, что он немного отклонялся от нормы и был замкнут. Это и есть основная характеристика изгоя: его не принимают, потому что он не похож на всех остальных.
Виктор Гюго «Отверженные»
Почему происходят социальные конфликты? Ответ заключается в том, что расслоение общества под влиянием государственной политики и других социально-экономических факторов время от времени порождает взрывы недовольства и возмущения. Люди выходят на улицы, совершают преступления и мятежи, отстаивая попранную справедливость. Так произошло и в романе Гюго «Отверженные». Студенты, рабочие и мещане были недовольны высокими поборами, кастовой системой, произволом властей, нищетой и отсутствием государственной поддержки, поэтому они восстали против власти короля Луи Филиппа и храбро пожертвовали собой на баррикадах, отстаивая права на равенство, благополучия и политические свободы. Их порыв не поддержала буржуазия и широкая прослойка населения. Богатым людям перемены были не выгодны, а большая часть людей их боялась. Этот конфликт порожден не только социальной несправедливостью того времени, но и стремлением народа к демократическим свободам.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Как достичь согласия между людьми? Одним из методов достижения этой утопической цели является уничтожение индивидуальности и самобытности людей, стран, наций. Всеобщая унификация описана в антиутопии «О дивный новый мир». Все граждане выращивались в пробирках и изначально были приспособлены для строго определённых функций. Общество было поделено на касты и лишено свободы выбора. Все люди были выведены по одному шаблону и воспитывались по одной методике, чтобы все стали взаимозаменяемы и стандартны. Ни у кого из жителей не было ничего уникального, поэтому конфликтов в их социуме не было вообще, как и семей и детей, друзей и врагов. Мир во всем мире поддерживался еще и сомой — веществом, одурманивающим разум. Его употребляли все без исключения, чтобы снять стресс. Согласие между людьми было полным, но в этой идиллии не было самих людей. Их заменили биороботы, которые не ссорились потому, что не жили полноценной жизнью. Конфликты являются естественным проявлением мысли и чувства, их никак не избежать.
Мигель де Сервантес «Дон Кихот»
Почему люди не понимают друг друга? Причина непонимания заключается в разнице темпераментов, менталитетов и углов зрения. Это доказал Мигель де Сервантес в романе «Дон Кихот». Главный герой был оторванным от реальности идеалистом, который увлекался романами о рыцарях и прекрасных дамах. Его напарником по воле случая стал Санчо Панса — реалист и прагматик, который любил лишь земные и осязаемые удовольствия. Он совсем не понимал своего хозяина, потому что во всем от него отличался. Дон Кихот жил в мире мечты и выдумывал все то, что любил, а Санчо Панса довольствовался данностью и был ограничен своей практичностью. Разницу темпераментов и мировоззрений подчеркивала внешняя несхожесть: низкий и толстый слуга сопровождал высокого и очень худого господина. Они не понимали друг друга, потому что жили в разных мирах.
Уильям Голдинг «Повелитель мух»
Почему дети жестоки по отношению к сверстникам? Ответ на этот вопрос можно найти в антиутопии «Повелитель мух». Юные герои оказались на необитаемом острове и постепенно стали превращаться в дикарей. Их воспитание не было завершено, поэтому они еще не успели приобрести четкие моральные ориентиры и нравственные ценности. Поэтому большинство из них выбрало в качестве вожака кровожадного, жестокого и эгоистичного Джека, а не рассудительного, дипломатичного и доброго Ральфа. Мальчики предпочитают дикие пляски и безудержное веселье труду и ответственности. Дети быстро пьянеют от вседозволенности и объявляют охоту на одного из них. Озверевшие островитяне убивают Хрюшу и едва не настигают Ральфа. Их поведение можно объяснить тем, что человека делает человеком воспитание, а дети еще не успели завершить процесс своего становления, поэтому имеют много общего с животными. Они также агрессивны и безответственны, слушаются инстинктов, а не разума. Именно поэтому жестокость детей часто выливается в недетские конфликты.
Энтони Берджесс «Заводной апельсин»
Как достичь понимания в обществе? На этот вопрос отвечает Энтони Бержесс в антиутопии «Заводной апельсин». В его выдуманном мире понимание между людьми стараются обеспечить с помощью психологического давления на нарушителей порядка. Главный герой, преступник-рецидивист, попадает в особую тюрьму, где убийц и насильников исправляют с помощью новых методов. Его сознание переформатировали и лишили возможности проявлять жестокость. Алекс стал полностью безобидным и беззащитным, однако его жертвы не забыли нанесенных оскорблений и побоев. Охотник сам становится добычей, и общество обрекает его на жизнь в страхе. Алекс, наконец, понял свои ошибки и осознал вину, но никто не готов простить его за прошлое. Этот пример говорит о том, что понимание можно навязать искусственным путем, путем страдания и лишений, но этот способ нельзя применить ко всем людям, а значит, он не является универсальным средством против проблемы.
Образец сочинения
Почему общество не принимает некоторых людей?
Все мы живем в социуме и, как правило, состоим в некоторых группах, даже не подозревая об этом. Часто такие компании образуются за счет общего мировоззрения или близких интересов. Но иногда общество не принимает некоторых людей. Они могут отличаться интеллектом, воспитанием или иметь крайне особенные взгляды, что не позволяет им интегрироваться в ближайшие круги общения. Таким людям приходится очень тяжело, на протяжении определенного отрезка времени или даже всей жизни, оказавшись в таком положении у них нет выхода, кроме как искать проблему в себе или держать злобу и обиду на весь окружающий мир. Примеры таких личностей нашли отражения в творчестве русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.
Одним из лучших примеров личности, что не нашла место в обществе, находится в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир…». На протяжении всей жизни Джон был для всех изгоем, там, где он родился его не приняли, а помимо этого те люди судили о матери героя, как о падшей женщине, что навязали и ему. В Лондоне все считали его диковинкой, обращаясь с ним как с вещью, на которую приходили полюбоваться и подивиться. Все его воспитание, поведение, манеры и взгляды не соответствовали принятой нормой для всех в Мировом Государстве Эры Форда, где было нормой: четкое разделение людей на классы, приучать детей видеть в представителе противоположного пола, лишь партнера для наслаждений, а все проблемы и стресс переживать с помощью легкого наркотика – сомы. Всему этому противопоставлены черты характера этого героя, он дикарь в этом странном мире, имея совершенно противоположные понятия о любви, он так же разочаровывается и в ней. Автор заложил очень глубокий смысл в этого персонажа, на его истории ярко видно, как общество не принимает непохожих на себе подобных.
Вспомним одного из героев романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Среди всех детей на острове Саймон единственный кто остается верен моральным принципам, даже находясь вне цивилизации. Его мировоззрение не похоже как на взгляды охотника, так и лидера. В диалоге с свиной головой, «повелителем мух», олицетворяющей злое начало в каждом из нас, он понимает, что он чужой на острове. Пока все мальчишки охотились, кушали фрукты и наслаждались отсутствием рамок цивилизованного мира и взрослых, Саймон наслаждался красотами окружающей природы, исследовал лес и открывал новые места. Он видел больше, чем остальные, пока все боялись выдуманного зверья, парень решил разгадать загадку выдуманного чудовища, а выйдя из леса ему так и не удается поведать им правду. Автор заложил в его образ невероятно сильные стороны характера, что и отличало его от остальных и не давало слиться с одной из групп ребят.
Таким образом, причиной непринятия человека в обществе могут быть любые качества, что отличают его от других. Эти особенности могут быть, как и положительные, так и отрицательные. Даже уникальные мысли и способности, что могут оказаться полезными другим, возможно будут раскритикованы и неприняты окружающими.
Список литературы
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
- А. Островский «Гроза»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
- А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
- В.Г. Распутин «Уроки французского»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- В.В. Быков «Обелиск»
- К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
- Е.И. Носов «Кукла»
- Х. Ли «Убить пересмешника»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
- Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
- Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
Скачать материал одним архивом