О сочинении

o_sochinenii_ege

Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а
затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок.

В формулировке задания части С прослеживается базовая композиция работы. От вас
ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:

  • Вступление.
  • Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.
  • Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста).
  • Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).
  • Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
  • Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).
  • Вывод (заключение).

Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы.

Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в
предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры.

Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват».

Мнение выпускника может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно
противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли.
Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться
словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть
сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по
вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы. Ведите тактичный диалог с автором, не опускаясь до грубостей. В противном случае вы потеряете баллы по критериям «Этические нормы» и «Речевые ошибки».

Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах.

Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всётаки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.

Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль («вот как следует
поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно-этические нормы нарушаются.

Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не
забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.

Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной
проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от
главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение
проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.

Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки.

Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль.

Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 2.
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 2.
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 1.

Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.


Всего можно получить за сочинение 23 балла.

Сохранить статью в формате PDF

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *