Исследовательская деятельность библейской направленности на уроках литературы

Выступление на III Рождественских образовательных чтениях “Традиции и инновации: культура, общество, личность” (2015)

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать – означает «питать» духовно. В былые времена, когда на Руси в учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке, личности его  высокое предназначение: рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей  жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу; личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали и этим нормам обязан был следовать каждый христианин, независимо от его происхождения.

В глубокой древности, особенно на Руси, священнослужители были проводниками духовности, культуры, высочайшей интеллигентности, а подчас и мудрости.

В атмосфере обострившейся внутриполитической и внешнеполитической ситуации сложившейся в стране в начале ХХ в.,  русская православная церковь мобилизовала  все  силы  для  оказания  всемерной  поддержки   прихожанам  в сохранении нравственных и духовных ориентиров.

О школьном образовании святитель Филарет писал, как о важном этапе в жизни учащихся, отмечая, что оно должно быть соединено с формированием религиозного мировоззрения, воспитанием на христианских принципах, в «наказании и учении Господни».

Сокровищницей педагогического опыта стало для нас педагогическое наследие святителя Феофана, затворника Вышенского. Краеугольным камнем его педагогики является истинно христианская любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине»

Когда его спрашивали о наиболее эффективных способах воспитания, он убежденно отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Обращаясь к Феофану Затворнику за советом о том, каким образом добиваться успеха в работе с учащимися, наиболее часто в ответ от него можно было услышать: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова».

Я преподаватель литературы в одном из мирских  учебных заведений города и, соответственно, прежде всего, целью моих уроков является воспитание  в каждом  из обучающихся  добра, милосердия, сострадания, сочувствия, именно того, что сродни заповедям Божиим. Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее не виденное.

Сейчас молодое поколение редко интересуется книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли.

Какие цели я должна ставить  перед собой ? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь их  внимание  не просто к обычной литературе, но в том числе и библейской?

Я на уроке ставлю нравственную задачу, цель: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

На моих уроках рассматриваются через изучаемые произведения такие христианские понятия, как грех добродетель, смирение, искушение.  Как донести до учащихся те истины, которые им мало понятны или знакомы в общих чертах? Как сделать это увлекательным и интересным?

Я выбрала наиболее распространенную форму, применяемую на уроке и во внеурочной деятельности – это исследование. На примере учебника литературы Татьяны Федоровны  Курдюмовой, рекомендованного Министерством образования,  начиная с 5 класса,  на примере многих произведений предлагается ознакомление обучающихся с Основами Христианской религии.

Изучается Новый Завет: Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа: Притча о сеятеле. Притча о семени и плевелах.

Таким образом, изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Моя задача – научить детей этическим принципам Христа, его учеников, научить детей понимать нравственную суть притчей, звучащих из уст Христа. Я на уроке не должна доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его, достаточно обсуждать вопросы о нравственной сущности Библии, ее художественных особенностях.

Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. И писатели, и композиторы, и художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений. Но чтобы понять такие произведения литературы и искусства, надо хорошо знать их первоисточник – Библию.

В 6 классе сравниваются Молитва Господня и «Молитва» А.С.Пушкина. Изучается баллада Роберта Саути «Суд Божий над епископом». Аналогично в курсе 6 класса, а именно «Новый Завет»: Рождество Иисуса Христа, Притча о блудном сыне, Притча о добром самаритянине. Учащиеся  на этом  этапе говорят об историческом и художественном значении Библии, утверждении в ней общечеловеческих нравственных идеалов, отражении библейских мифов в литературе и других видах искусства.

Например  «Притча о добром самаритянине».

Обсуждение вопросов:

– Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце?

– Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина:

– Как вы расцениваете поступок священника и левита?

– Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» – заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи.

Так ненавязчиво ребята должны постигать уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии.

Знакомство с библейскими сюжетами в хрестоматии, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять его.

В 7 классе изучается рассказ О.Генри «Дары волхвов», понимание которого невозможно без элементарных знаний о Рождестве Иисуса Христа. Надо отметить, что в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой духовная литература изучается в каждом классе. В старших классах изучаются произведения, в которых отчетливо прослеживаются библейские мотивы, одним из них является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт.

Практически каждое из этих произведений предлагается  детям для проведения  какого – либо исследования.

Так как учащиеся Лицея №2 имеют высокие учебные возможности, методом Исследовательской деятельности владеют практически все. Такая работа проводится обычно на спаренных уроках литературы, чтобы в конце второго урока успеть заслушать проекты и выступления учеников. Обычно, это работа в группах, реже работа в парах и индивидуальная деятельность ребят.

Какие темы исследовательских работ я предлагаю своим обучающимся :

  • «Во что мы верим?»
  • Истины Божии в романе «Война и мир»
  • Понятие греха в драме «Гроза» и др.

Хочу, как пример,  представить одну из таких работ, занявшую 1 место на Научном слете учащихся города и 1 место на Фестивале исследовательских и проектных работ «Грани познания» «Библейские фразеологизмы и их употребление в речи школьниками»

Обучающаяся 7 класса вела свою исследовательскую работу в течение 8 месяцев, работала самостоятельно, с одноклассниками , с родителями, проводила социологические опросы среди учителей. Объектом ее изучения стала Библия, а  предметом- фразеологизмы библейского происхождения.

Девочка полностью прочла Библию, познакомилась с многочисленными библейскими сюжетами, которые легли в основу оборотов речи, которые мы считаем фразеологизмами, пришедшими к нам в речь именно из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, проведя многочисленные опросы среди своих одноклассников, учителей, родителей, она пришла к глубокому разочарованию. Практически никто не знает происхождения тех или иных оборотов речи, откуда они пришли к нам в речь, соответственно не владеют знаниями Библии, в общих чертах имеют представление о жизни и подвиге Иисуса Христа. Понять значение подобранных фразеологизмов опрашиваемые могут, но понятия не имеют историю возникновения этих речевых оборотов.

Так какова цель изучения библейских произведений в мирской школе? Все произведения  включают применение библейских принципов в жизни учащихся, потому что Библия – это основание всей нашей христианской жизни. Это Божье «учебное пособие».

Список литературы

  1. Архиепископ Аверкий (Таушев). «Крест Христов – орудие нашего спасения»
  2. Протоиерей Олег Давыденков. Катехизис. «Введение в догматическое Богословие». Курс лекций.
  3. Т.Ф. Курдюмова, Издание: 13-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2011.
  4. Ирина В. Бугаева (Москва, 2014), «Стилистические особенности произведений святителя Феофана Затворника»

Интернет-ресурсы

  1. lib.pravmir.ru
Скачать текст выступления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *