Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются такие приемы работы с текстом, как «Яркое пятно», «Фишбоун», «Все в твоих руках», комплексный анализ текста, реконструкция текста и ряд других с демонстрацией применения их на практике.

Скачать статью в формате Word

Прием «Яркое пятно»

— Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей — вот в чем мудрость нашей жизни.

Комплексный анализ текста

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Реконструкция текста

Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала .

Сложение целого текста из частей

Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

Синквейн (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).

Этот прием, позволяющий  высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн  формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .

Поэтическая разминка

Этот прием можно использовать  на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Приём «фишбоун»

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость»

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.  «Фишбоун» — это мини — исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
  • согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе

 Прием «Все в твоих руках»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

Большой палец Для меня было многое важным и интересным.
Указательный палец Использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

 

Средний палец Для меня было недостаточно данной информации.
Безымянный палец Не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
Мизинец Данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплексный анализ текста

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

   (1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3) Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4) Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся. (5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

  1. Определите тему текста.
  2. Определите идею текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Определите стиль речи.
  5. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.
  6. Укажите вид односоставных предложений №1-4.
  7. Укажите вид односоставного предложения № 5.
  8. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.
  9. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.
  10. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.
  11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.
  12. Выпишите из текста два глагола в форме повелительного наклонения.
  13. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени.

Реконструкция текста

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.

Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..

а)

Текст – это связанное … на определенную…

В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …

б)

Основные признаки текста

  1. Единство… текста
  2. Наличие… мысли текста
  3. Относительная…. текста
  4. Определенный…предложений
  5. …связь предложений в тексте.
  6.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам.

  1.  Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного — … падеж…числа.

 

  1.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

  1. В предложении имя существительное может быть …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения , если… .

Сложение целого текста из частей

1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

  1. Они то косо л_тели  (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.
  2. Лист_я падали дни и ночи.
  3. Нач_лся  л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

  1. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Для молодого человека  сказал он.

Б) Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.

В) Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

С. Определите тему получившегося текста

Синквейн

Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно  существительным);

2 строка —  описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.

Задание: написать синквейн по  теме  данного мастер-класса.

Поэтическая разминка.

Есть в осени ,…………………………..

Короткая, но ……………    пора —

Весь день стоит как бы………..

И …………. ………….. вечера …

 

Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блести на ………………….. борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь —

И льется  ………….   и  ……….. лазурь

На …………………………….поле.

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите  настроение, интонацию, характер лексики.

«Фишбоун»

Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»

  1. Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
  2. Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
  3. Отразите «поиски» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины  решаемой главным героем проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи  (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
  4. Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».

fgos_01

Скачать статью в формате Word

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *