Формирование у школьников умений и навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта работы

В течение последних лет я разрабатываю методическую тему «Управление исследовательской деятельностью учащихся». В данном направлении мной достигнуты достаточно высокие результаты – многие работы моих учеников пока ещё на уровне класса можно назвать просто отличными. Стабильные высокие результаты учащихся по итогам контрольных и проверочных работ (82,5% качества).

Анкетирование учащихся выявило повышение интереса к изучению русского языка и литературы.

Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

В докладе я провожу анализ того, как организовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, какие формы работы использую я. Останавливаюсь подробно на уроках нетрадиционных жанров, привожу алгоритмы деятельности. Конечно, знание-запоминание не должно оцениваться выше знания-открытия и знания-понимания. Необходимо готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данной работы. Большие трудности возникают у начинающих педагогов с поиском темы.

Важный вывод моей работы в том, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу. А исследованные ими излюбленные приемы авторов (например, прием Стивенсона, который сочинил «Остров сокровищ» по нарисованной им «пиратской карте») помогут ребятам справиться с творческими заданиями: созданием собственных сборников. Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику (ЖАRА), бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) — все это интересно ученикам 5-6 классов. Направления проведенных нами исследований я описываю в работе, выделяя лингвистические исследования, литературоведческие, работы с использованием компьютерных технологий, работы творческого характера, краеведческой направленности и других. В приложении я привожу тезисы некоторых ученических работ. Я думаю, что практическая ценность данной работы несомненна, она дает ответ, как организовать уроки исследовательской направленности, как найти тему для исследования на уроках словесности, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными.

Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующие:

  • Развитие исследовательских навыков учащихся на уроке
  • Использование современных педагогических технологий
  • Диагностику учебного процесса
  • Рефлексию

Цели и задачи работы:

  • вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;
  • развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);
  • формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков
  • интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);
  • обогащение духовной культуры;
  • развитие творческих задатков личности.

Чтобы грамотно построить этапы работы исследовательской деятельности, я обратилась к научным разработкам Кульневича, Богдановой, Безруковой, Московкиной, психологическим исследованиям Ротенберга, работам других ученых.

Скачать и ознакомиться с опытом работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *