Воланд — «князь тьмы» всех времен или добродетель?

Работа была подготовлена к X слету научных обществ обучающихся образовательных учреждений города

Автор работы: Шестакова Светлана Александровна, Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №15»,  Научное общество учащихся «СПЕКТР», 11 а класс

В исследовательской работе Шестаковой Светланы «  Воланд — «князь  тьмы»  всех  времен или добродетель? (На примере «двойников»  Воланда   в разные исторические эпохи»  рассматривается процесс пристального взгляда на то, что  «Булгаковские образы нередко ориентированы на множественность ассоциаций  и имеют несколько литературных и реальных источников». Образ Воланда несёт в романе огромную смысловую нагрузку. Булгаков вводит его под личиной Сатаны. Однако постепенно образ Воланда постепенно отдаляется от представлений о Сатане.

Изучив множественные интернет ресурсы, обширный архивный  материал, просмотрев множественную критическую литературу, Светлана   выдвигает следующую гипотезу: Воланд  – «князь  тьмы»  всех  времен и добродетель.  Воланд  многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски. Воланд — это художник, переосмысленный автором образ Сатаны. Проведя множество сравнений, проанализировав исторические факты в различные эпохи правления, в частности, Сталина и Ленина, она , на основе архивных материалов приходит к выводу в конце своего исследования, что прототип  необходим  в  той  мере,  в  какой   он   пробуждает   у   публики фиксированные ассоциации,  однозначные  условные  рефлексы.  Не  персонально Сталин, а неотвратимая угроза, жестокий (но мотивированный!)  гнев небес — вот что такое Воланд» . Образ Воланда как бы нанизывается на народные представления

о добром и справедливом Ленине, воскресшем и увидевшем общественный непорядок, что приводит его к мысли начать все сначала.

Ученица , в своем исследовании указывает  на то , что Воланд в романе прежде всего проясняет внутреннюю природу реального мира. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом, шанс использовать свою добрую волю! Поэтому он и не оставляет, подобно Мефистофелю, впечатления существа, стремящегося творить зло, а Добро совершающего лишь невольно.

Светлана  определяет актуальность темы: в настоящее время  следует констатировать, что  мир охватил экономический кризис, который является последствием беспрецедентного по масштабам нравственного кризиса современности. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.

В работе приводится обширный доказательный материал  публицистического,  печатного и художественного характера. Исследование ведется через рассмотрение такой важной проблемы общества, которое  утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации.

Она  приходит к выводу, что понятие добра и зла для человечества стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

Обучающаяся   ищет сходство и различие между Воландом и Мефистофилем, Воландом,  Лениным и Сталиным.  Пытается разобраться, почему именно их считают «двойниками» главного булгаковского героя..

Она указывает в своей работе на главное — большинство персонажей романа, исторических фигур, литературных образов  неоднозначны, они вызывают различные эмоции, их поступки не подчиняются привычным  категориям добра и зла. Но одним из самых необычных и таинственных персонажей, несомненно, является Воланд.

Содержание работы

Презентация к исследованию

Список файлов

Скачать исследование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *