Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроках литературы

Данный материал был опубликован в сборнике материалов научно-практического семинара “Современные подходы к созданию и использованию цифровых образовательных ресурсов. Экспертиза и рецензирвоание ЦОР в НГГУ”.

Семинар проводился 12 ноября 2010 года в Нижневартовском государственном гуманитарном университете.

Материалы сборника представляют интерес для преподавателей высших и средних учебных заведений, методистов Межшкольных методических центров, студентов.

 

 

Скачать сборник в формате PDF

* Данная статья опубликована в сборнике на страницах 40-42.

 

 

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

В этом помогают ЦОРы, которыми ребята активно пользуются на уроках как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Русский филологический портал

Русский филологический портал

Обзор начну с образовательного ресурса, претендующего на серьёзное и долгосрочное развитие. Это Русский филологический портал. Здесь представлены материалы по филологии, рассчитанные на читателя, не утратившего связи с наукой. Например, список статей и книг по русской литературе впечатляюще велик: от Лотмана до Гаспарова, от Лихачёва до Якобсона. Не менее обширно представлено и русское языкознание. Немало классических трудов есть в разделе общее литературоведение.

Музыка ретро

Ретропортал

Ретропортал – это “информационно-справочный ресурс, на страницах которого опубликованы каталоги грамзаписей с 1900 года; тексты народных песен и старинных романсов; архив mp3 файлов; ежедневный календарь памятных событий и дат; интервью с известными вокалистами, композиторами и поэтами; каталог ссылок на сайты, посвященные музыке ретро”. На ретропортале собрана приятная подборка ссылок на сайты, посвящённые творчеству различных исполнителей.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Следующий сайт Лауреаты Нобелевской премии по литературе – биография каждого автора, фотографии или портреты, перечень произведений, некоторые из которых можно приобрести, пройдя по ссылке на соответствующую страницу интернет-магазина Озон.

Институт мировой литературы им. А.М. Горького

Институт мировой литературы им. А.М. Горького

На сайте Института мировой литературы имени А.М. Горького, есть Виртуальный музей-квартиру Горького.

Виртуальный музей А.П. Чехова

Виртуальный музей А.П. Чехова

Совсем иначе организован Виртуальный музей А.П. Чехова. Главная идея сайта – объединить информацию о главных музеях Чехова по всей стране. Разумеется, есть информация обо всех этих музеях и возможность связаться с ними.

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского

А вот Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского – гораздо более интересный сайт. Учащиеся нажимают на первую вкладку – Достоевский. Работают самостоятельно с биографией, затем – Хронология творчества, содержащая гиперссылки на аннотации к произведениям, откуда можно перейти непосредственно к текстам. И аннотации, и тексты открываются в новых вкладках: приятно и удобно. Страничка Другие музеи писателя даёт информацию о шести музеях Достоевского, расположенных в разных городах. Страничка Достоевский и кино даёт информацию учащимся о видеотеке музея, а также содержит рассказы об экранизациях произведений писателя.

Наконец, страничка Достоевский в интернете – это богатая коллекция ссылок для ребят на достойные ресурсы. Вторая вкладка – Музей – содержит подробную информацию о Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского в Петербурге.

Надеюсь, нет нужды объяснять, что учителю-словеснику постоянно приходится иметь дело с историческими источниками. Данный материал целиком посвящён историческим документам в электронных библиотеках.

Электронная библиотека исторического факультета МГУ

Электронная библиотека исторического факультета МГУ

Электронная библиотека исторического факультета МГУ – это замечательное собрание текстов, весьма грамотно оформленное. Первый раздел посвящён истории России XVIII – начала XX в. Здесь можно найти, в частности, Туркманчайский мирный договор (ведь бывают же школьники, которым надо знать, чем именно славен Грибоедов-дипломат), Манифест 19 февраля 1861 года (признайтесь, далеко не каждый учитель литературы читал этот текст целиком), и ещё множество документов, от писем Петра Великого до сборника Вехи. Второй раздел – Россия до начала XVIII века. Этому периоду в школьной программе по литературе уделено очень мало часов, так тем более хочется сделать уроки более яркими и запоминающимися. А в этом разделе вы найдёте и Русскую Правду в различных редакциях, и Домострой, что и множество ссылок на интереснейшие ресурсы. Например, архив рукописных памятников Древней Руси – с фотографиями, примечаниями, переводами, комментариями и статьями по теме.

До сих пор речь шла только о разделе «Электронные тексты». Раздел Справочники по истории в Интернете – это неплохая коллекция ссылок на различные справочные материалы, например, словари и хронологические таблицы.

Библиотека Фронтистеса

Библиотека Фронтистеса

Библиотека Фронтистеса. Здесь есть впечатляющая подборка старославянских и древнерусских памятников, дополненная словарями старославянского языка, несколько переводов Библии, очень серьёзная подборка словарей и справочных изданий по грамматике, поэтике, стилистике, общему языкознанию, славистике, иностранным языкам, истории, философии, психологии. Это лишь малая доля того, как можно работать с ЦОРами на уроке литературы.

Ключевыми для учащегося третьего тысячелетия станут навыки глубокого владения информационно-коммуникационными технологиями, навык самоорганизации деятельности, навыки владения различными способами добывания знаний, а для педагога третьего тысячелетия – способность самостоятельно разрабатывать электронные учебно-методические комплексы и эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы, способности выстраивать индивидуальную траекторию образования ученика и сопровождать его развитие. Это наше будущее, и мы прекрасно понимаем, что учитель уже сегодня – это не просто основной транслятор знаний для учеников, а это, скорее всего, своеобразный научный руководитель, который должен показать, как можно самостоятельно добывать знания.

 

Скачать сборник в формате PDF

* Данная статья опубликована в сборнике на страницах 40-42.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *