Развитие устной монологической речи на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Педагогический проект
К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве. И сегодня как никогда остро стоит вопрос об коммуникативной компетентности выпускника школы. Умение общаться очень важная сторона в жизни любого человека. Искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте. Правильная речь, я считаю, – это залог успеха в жизни.
Актуальность выбора темы
Одной из задач уроков русского языка и литературы является формирование у детей правильной речи. Следовательно, цель учителя- словесника –правильно организовать работу по развитию речи.
На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения (или испытывают большие затруднения в отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Эта проблема особенно остро стоит перед учащимися, для которых русский язык является неродным. Поэтому обучение на уроках русского языка (в национальной школе особенно) должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь книжную информацию, проникнуть в смысл высказывания – слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания – говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание – письмо, говорение. Исходя из всего этого я могу объяснить причину выбора именно этой темы: «Развитие устной монологической речи на уроках русского языка и литературы».
Данный педагогический проект предполагается реализовать в три этапа:
I этап – 2017-2018 учебный год
II этап – 2018 -2019 учебный год
III этап – 2019-2020 учебный год
Цель проекта: Формирование коммуникативной культуры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Уроки русского языка и литературы строить с учетом того, что на каждом занятии осуществлялась работа по развитию речи.
- Готовить учащихся к публичному выступлению в виде докладов, рефератов в определенном стиле.
- Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы, использовать современные педагогические технологии, методики, формы, приёмы и средства обучения.
- Улучшить учебную мотивацию, развивать познавательные интересы к предмету.
Концептуальная основа
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно… С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация(предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний(учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация(поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия(осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
В современных условиях перехода на ФГОС наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми являются технологии развивающего обучения, такие как проблемное обучение, метод проектов, технология модерации и т.д.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.
Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса – все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия. Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.
Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации.
Содержательная часть обучения
Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок. Стараюсь разнообразить уроки развития речи.
На уроках развития речи широко использую:
- работу с опорными словами,
- сочинения-миниатюры по картине
- сочинения на заданную тему,
- сочинения по пословице.
Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают “техникой” выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. “Речевая деятельность” – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:
- Создание речевой ситуации. Цель – создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;
- Предварительная подготовка. Цель – создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;
- Написание сочинения.
Работа над изложением
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение – работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме, т.е. изложения с элементами сочинения – 8 класс Использование разных видов изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе.
Формы работы по развитию речи многообразны:
- во-первых, сочинение, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер;
- во-вторых, это описания природы, различных ее уголков;
- в-третьих, это творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы;
- в-четвертых, это сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу (например, «Бурлаки на Волге» И.Репина и «На Волге» Н.Некрасова);
- в-пятых, сочинение публицистического характера (7 кл.)
- в-шестых, это сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей. Такого рода сочинения пишем после анализа литературных произведений.
- в-седьмых, это сочинения с грамматическими заданиями. Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна дать их гармоническое сочетание. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.Ведь если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли. Психологи утверждают, что сначала школьник должен обязательно проговорить то, о чем хочет написать в дальнейшем.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы необходимо как можно полнее использовать методы и приемы, работающие на развитие и воспитание коммуникативной компетенции учащихся, реализацию творческого потенциала личности каждого ученика.
Ожидаемые результаты
- Умение выполнять различные виды пересказов (сжатый аналитический пересказ, пересказ эпизода, пересказ с изменением лица и т. д. )
- Свободное непринужденное общение на русском языке. использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- Умение выражать свои мысли, вести диалог, строить высказывание в определенном стиле.
- Соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
- Получит возможность научиться выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
6. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; - Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Этапы работы над проектом
- Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
- Этап реализации.
- Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
Анализ этапов
I. Условия реализации проекта
Образовательные программы
Преподавание русского языка в 5, 6, 7, 9 классах ведется по рабочей программе, составленной на основе Федерального государственного стандарта и в соответствии с Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2008 г.) и методическими указаниями авторов учебника ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г. Научный редактор академик РАО Н. М. Шанский).
По литературе обучение ведется по рабочей программе, составленной на основе примерной программы по литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы:
Авторы программы по литература для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ – М., «Просвещение», 2008 год.
Учебный кабинет
Кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. В кабинете имеются различные словари – Толковый словарь русского языка под редакцией С.М.Ожегова и Ю.М.Шведовой, Словарь синонимов З.А.Александровой, Школьный словообразовательный словарь Н.Тихонова, Словарь. Антонимов, Этимологический словарь, Словарь пословиц и поговорок, Фразеологический словарь. Также имеется раздаточный материал для работы по литературе и русскому языку. Например, план характеристики героев художественного произведения, изучаемого по теме, распечатки текстов для анализа и пересказа по русскому языку, опорные конспекты по литературе и русскому языку и др.
Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать намеченные цели по развитию речи, условия для комфортного обучения с точки зрения здоровьесберегающих технологий: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.
Повышение квалификации
Актуальным для меня является лозунг «учиться всю жизнь», поэтому я занимаюсь самообразованием, посещая уроки своих коллег, семинары, знакомясь с новинками методической литературы, текущей периодики. Каждый год прохожу курсы повышения квалификации как на муниципальном, так и на российском уровне. Овладела навыками работы с ИКТ, что очень хорошо помогает в реализации данного проекта (готовить раздаточный материал для учащихся, пользоваться ресурсами Интернета).
II. Этап реализации проекта
Обучая детей я пришла к выводу, что для учащихся особенно важны уроки развития речи, и не только уроки развития речи, но и вообще все уроки, так как на всех уроках я стараюсь проводить работу, связанную с развитием речи. Планируя свои уроки, я обращаю внимание и на сообщения на лингвистическую тему при проверке теоретического знания, и на работу с текстом учебника в определенном стиле речи, и на составление плана, и на выражение своих мыслей при анализе художественных произведений, на умение делать определенные выводы. Результативность всех этих видов деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся. Поэтому я стараюсь организовать работу так, чтобы ребята и устно высказывались, и письменно могли оформить свои высказывания. Если их затрудняет сразу высказываться устно, то они прежде оформляют это письменно, а затем приводят свои аргументы. Конечно же, я стараюсь им поначалу давать несложные выступления, чтобы у них не пропадало желание. Так в 5 классе они знают, что теоретические знания по языку проверяются у доски, поэтому они более тщательно готовят свои высказывания. Так же они готовят на уроке и диалоги, и сообщения на определенную тему. Для этого я заранее готовлю опорные слова или словосочетания. Как показывает практика, учащиеся быстро справляются с подобными заданиями.
III. Результативность реализации проекта
- Желание учащихся выражать свои мысли на русском языке не только на уроках, но и в общении друг с другом вне уроков.
- Интерес к урокам литературы, где требуется характеристика героев, аналитический пересказ эпизодов.
- Более полное оценивание учащимися творческих работ своих сверстников.
- Выступления учащихся с сообщениями и докладами на более высоком уровне.
Результативность за 2017-2018 учебный год
- Конкурс «Православная викторина»
- Конкурс сочинений «Душою молоды всегда» -1 место в городе
Результативность за 2018-2019 учебный год
- II Общероссийский конкурс «Мой родной край», сочинение «Мой любимый уголок на земле»
- II Общероссийский конкурс «Мой родной край», фоторепортаж «Расскажу о родном крае…»
- Общероссийский конкурс «Если книги рядом с нами», номинация «Анализ стихотворения»
- Конкурс социальных роликов и принтов «Все мы — вартовчане!» – 1 место
- Международный конкурс юных чтецов «Живая классика»
- Муниципальный конкурс сочинений «Нижневартовск — гармония в многообразии»- 1 место.
Результативность деятельности обучающихся по русскому языку и литературе за последние два года. (смотри приложение «Публичный доклад»)
Результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Год | Предмет | Средний балл | Успеваемость |
2017-2018 учебный год | Русский язык | 4 | 100% |
2018- 2019 учебный год | Русский язык | 4,5 | 100% |
2019-2020 учебный год | Русский язык |
Итоги олимпиад
Год | Предмет | Ф.И. участника | Класс | Место | Уровень олимпиады |
2017-2018 | Русский язык | Козицкий В. | 9 | 8 | муниципальный |
2018-2019 | Литература | Ващенко А.
Махмутова А. |
10 | 5
9 |
муниципальный |
2019-2020 | Литература |
Проблемы, которые я вижу в своей работе
Как мне кажется, работа над развитием речи должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения русскому языку и литературе, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне развития речи школьников разных возрастных групп.
Следующая проблема – это то, что современные учащиеся мало читают и не умеют выразить свои мысли, следовательно, учитель –словесник должен их заинтересовать и предложить прочитать то или иное художественное произведение, показать красоту и образность слова, т.е. улучшить учебную мотивацию, развивать познавательные интересы к предмету.
Используемая литература
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000
- Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.
- Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Рыбинский Дом печати, 1997.