Способы манипуляции в СМИ
Автор исследовательской работы: Дубровская София Владимировна, ученица 9 класса.
Научный руководитель: Васюк Татьяна Андреевна, учитель русского языка и литературы.
Актуальность исследования. Необходимость выявления особенностей манипуляции в СМИ. Специфика манипулятивного воздействия в масс-медиа рассматривается как одна из характеристик современной речевой деятельности, изучение которой находится в центре внимания лингвистов (Р. М. Блакар, Т. Г. Винокур, Т. А. ван Дейк, В. Г. Костомаров, И. А. Стернин и др.). В большинстве работ, посвященных манипуляции массовым сознанием, анализируются манипулятивные технологии, стратегии и тактики воздействия, рассматриваются варианты психологической защиты. На периферии исследований оказывается роль языковых средств (вербальных и невербальных), которые являются базой для реализации манипуляции в сфере массовой коммуникации.
Цель работы: исследовать средства реализации манипуляции в текстах СМИ, изучить особенности языкового манипулирования в рамках политической лингвистики.
Научно-практическая значимость заключается в возможности применения ее теоретических и практических результатов в процессе профессиональной подготовки лингвистов, журналистов и специалистов по связям с общественностью, в частности при чтении курсов «Лингвистический анализ текста», «Журналистика и лингвистическая безопасность», «Теория и практика СМИ», «Риторика», «Основы речевой коммуникации», в спецкурсах и спецсеминарах по медиакритике. Материалы исследования могут быть использованы в лингвистическом экспертировании текстов масс-медиа. На основе работы могут быть сформулированы практические рекомендации по созданию текстов, эффективно воздействующих на различные типы адресатов, а также по защите читательской аудитории от манипулятивного воздействия (методика определения манипулятивных текстов).
Объект исследования: тексты и выступления, опубликованные на страницах общественно-политических оппозиционных газет, то есть изданий, критикующих существующий режим и выдвигающих собственные альтернативные проекты развития общества.
Предмет исследования: стратегии и тактики- средства реализации манипуляции, которые используют журналисты оппозиционных газет.
Гипотеза исследования: тексты и выступления СМИ, критикующие существующий режим и выдвигающие собственные альтернативные проекты оказывают определенное влияние на своего слушателя, заставляя , порой, принять противоположное решение.
Манипуляция — вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипуляция в различных сферах деятельности характеризуется следующими признаками: скрытостью воздействия и его управляющим характером; наличием явного и неявного уровней воздействия; отношением адресанта коммуникации к адресату как средству достижения целей; стремлением инициатора общения изменить «установки» реципиента, чтобы получить односторонний выигрыш.
Понятия «адресат воздействия» и «объект манипуляции» не совпадают: адресат — тот, на кого направлено воздействие, объект — тот, кто не актуализировал момент манипуляции. Таким образом, адресатом манипуляции является активный читатель, который выявляет истинные интенции автора материала и расшифровывает манипулятивные приемы, а также оппонент (герой публикации), который эксплицирует момент умаления его авторитета и унижения достоинства, но не может доказать этот факт. В качестве объекта манипуляции выступает пассивный читатель, который доверяет конкретному журналисту или изданию, а также экономит собственные усилия при расшифровке сообщаемой информации.
Презентация