Сценарий спектакля-диспута “Не отнимай у себя завтра…”
Цель: улучшение отношений между участниками, повышение культуры межличностных отношений, снижение уровня конфликтности.
Зал празднично украшен. На сцене название акции, микрофон.
Играет фоновая музыка
А сцене натянута белая ткань и включен прожектор. Театр теней.
Фоновая музыка (голос за кадром):
Несмотря на то, что человечество постоянно продвигается вперед, молодёжи каждый раз приходится начинать всё сначала.
Война… Что это? Это всплеск озлобленности или неизбежный инструмент политической игры? Где это война начинается? В бурных политических баталиях, в темных коридорах, или где-то еще?
Воина начинается в гораздо более неизведанных уголках. Где-то там внутри нас самих. Война это лишь внешнее проявление того, что творится внутри каждого из нас. Война – это борьба человеческих слабостей и здравого смысла. Почему в этой борьбе человеческие слабости побеждают здравый смысл? Каждому из нас нужно помнить, что каждый человек на Земле – единственный и неповторимый. Возможно, есть много людей лучше тебя, но такого, как ты, – нет. Не отнимай у других возможность общаться с тобой, любить тебя! Не отнимай у себя завтра!
Падает ткань. На сцене выстроены подростки квадратом.
ЮНОША 1: Что-то не то. Что-то не так. Я думаю одно, делаю другое, я хочу сделать одно, получается совсем не то…
ЮНОША 2: Я знаю, что делать. Порой появляется желание крикнуть так, чтобы услышали все “Взрослые, я здесь, я живой, обратите на меня внимание!” ДЕВУШКА 1: Кто сказал, что я что-то должна, я никому ничего не должна. И это мое личное право поступать так, как я поступаю.
ДЕВУШКА 2: Почему меня все время учат. Разве взрослые сами не совершают ошибки, какое право имеете вы, взрослые, говорить нам о добре, любви, чести и справедливости, когда сами живете по волчьим законам.
ДЕВУШКА 3: Кто сказал, что у подростка нет проблем. Почему все думают, что если мы одеты, обуты, пристроены, то у нас все хорошо и гладко?
На сцену выходят ведущие.
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас на спектакле-диспуте “Не отнимай у себя завтра”.
ВЕДУЩИЙ 2: Сегодня вам предстоит окунуться в мир подростковой среды, узнать, чем живет молодой человек в современном мире, мы поговорим о взаимоотношениях с родителями, взрослыми, сверстниками и людьми противоположного пола.
ВЕДУЩИЙ 1: При постановке спектакля-диспута ребятами не выдвигалось на первый план пути решения проблем, существующих в молодежной среде. Мы предлагаем вам высказывать, размышлять об увиденном и услышанном.
ВЕДУЩИЙ 2: И первая сцена, которую вы сегодня увидите, затронет взаимоотношения молодого человека и родителей.
(СЦЕНА: МАТЬ И СЫН)
Мать: Ты уроки сделал? Почему хлеба не купил? Господи, когда же ты повзрослеешь? Что ты опять молчит? Посмотри не в глаза. Что с глазами? Почему они у тебя красные? До чего тебя дружки твои довели! Ты посмотри, на кого ты похож? Чтобы я их не видела больше. Как ты одеваешься? Что это за серьга в ухе? Да по тебе тюрьма плачет! Ну что тебе надо? Одет, обут, в хорошей школе учишься?! Какие могут быть проблемы? Живи, не хочу!
Сын: Наивные, одели в красивые тряпки, отдали умным людям учиться и думает всё! Ждут, что бы я им еще спасибо сказал за это. За что спасибо говорить? За то, что кормят, что родили, воспитали? Ха! Воспитали… Хоть раз они спросили чем живу. Что меня волнует? С чего они взяли, что у меня всё так просто? «как ты одеваешься?» Да как считаю нужным! «Почему глаза красные?» А как ещё обратить на себя внимание?! Сразу за то всполошились, а то совсем забыли, что я здесь, что я живой.
Мать: Ну что ему надо? Ведь работаем, хотим для него лучше сделать, а у него дурь всякая в голове. Как будто нам сейчас легко. Ведь как резко всё меняется. Раньше мы хоть знали к чему стремиться. Была какая-то цель. А сейчас все, твердя, что не так жили, зря жили! Выходит совсем не жили. Осталось одна надежда – дети…
Сын: Им проще. Хотя бы раньше знали, чем живут! «Наша цель – коммунизм!» Смешно! Но только нам… А у них ведь действительно была цель. Для чего я живу – непонятно? К чему стремиться? Где идеалы? Почему они не понимают, как нам сложно, трудно. Почему не понимают, что нам сейчас моральная поддержка, куда важнее материальной. Даже не поддержка, а хотя бы просто участие.
Подросток: От чего такая опека вокруг? Почему нас постоянно чему-то учат? Постоянно загоняют, в какие то рамки. С чего вы взяли, что так нам лучше? Вы уже построили свой мир, в котором вы живёте. Дайте нам построить свой мир, ведь в вашем мире нет места для нас из-за вашего недоверия. Это даже не забота, а именно недоверие. Вы не понимаете, что, оберегая нас, вы тем самым нас просто подводите, и, вырвавшись из-под ваших крыльев. Мы просто лоб в лоб сталкиваемся с житейскими проблемами, и нам всё равно приходится их решать. А вы так и живёте в том, своём мире, но только посмотрите на него со стороны!
(СЦЕНА: ПОДРОСТОК-ПОДРОСТОК)
Подросток!: Привет! У нас хорошая компания, ребята прикольные и нам хорошо вместе. А взрослые только мешают! Нас выгнали из подъездов за громкую музыку. Родители не бойтесь за нас! У вас нет на нас времени, так хотя бы не мешайте нам, а мы сами выберем, что для нас лучше. Пусть мои друзья не так одеваются, но только они меня могут понять! Мы сами разберемся – что лучше…
Подросток!: До чего осточертели мне эти друзья – товарищи! Быстрее бы окончить школу, да чтоб отец меня определил в жизнь. Хоть круг общения нормальным будет, а не с этой нищетой! Достали уже! Какие все-таки наивные! Думают, если я с ними разговариваю, значит, чего-то стоят! Ха! Ничтожество! Да мне порой отвратительно руку подать, что руку – головой кивнуть в вашу сторону! Тараканы! Привыкли подлизываться! Думаете, что хоть в чем-то буду помогать вам, нищете! Никогда!
Подросток 2: Интересно, неужели она и вправду думает, что все на свете можно купить за папочкины деньги? А такие вещи, как любовь, дружба, тоже можно купить! Какая она наивная! Ведь найдется какой-нибудь другой папенькин сынок, у которого кошелек побольше и купит ее с потрохами! Нет, это не для меня! Пусть я не могу каждый день дарить подарки. Зато у меня есть свобода и честь, с которыми я никогда не расстанусь!
(СЦЕНА ЛЮБОВЬ)
Девушка: Любовь… Кто это только выдумал? Кто сказал, что она существует. Может быть, когда отец приходит домой пьяный и бьет мать, а она потом тихо плачет, это называется любовью? Так зачем она мне?
Парень: Ну почему, это случилось именно со мной? Неужели я такой плохой, ведь я же хотел как лучше, я старался изо всех сил помочь, уберечь, оградить, я думал это и есть то, про что пишут в книгах и показывают в кино, я искренне верил, А ОНА… А она обманула, посмеялась, предала, вычеркнула из своей жизни, как старую игрушку. Зачем она так со мной, за что мне такое наказание, ведь я не виноват, что верил, любил…. Как теперь я буду один, и ради чего жить? Никому я не нужен! Все обман и ложь…
(На сцене парень. Звучит тревожная музыка. Вся следующая сцена происходит на фоне ее звучания. За его спиной появляется Здравый смысл в белом и Человеческие слабости в черных балахонах)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛАБОСТИ:
– Хочешь, на минуту забудь о проблемах, испытать эмоциональный взрыв, окунуться в
эйфорию.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:
– Наркотики не решат твои проблемы, их действие закончится, к старым проблемам
добавятся новые.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛАБОСТИ:
- Делай, что тебе хочется. Наслаждайся жизнью, пока ты молод – испытай неизведанное. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:
- За минутное наслаждение последует расплата – ты станешь заложником наркотиков, а ведь чувство свободы и независимости ни с чем не сравнимо. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛАБОСТИ:
- Есть слабые наркотики и сильные организмы. Не всегда зависимость устанавливается после первой дозы. А сейчас ты измучен, устал. Посмотри вокруг, сколько несправедливости, жесткости и лицемерия вокруг. Уйди от этого. Окунись в яркий фантастический мир своих грёз.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:
– Реальный мир не менее интересен и многообразен. Ведь ты любишь, а любовь
раскрашивает мир в самые яркие цвета. Не отнимай у себя радость жизни.
Парень: (поднимая голову): Хватит! Не спорьте! Выбор только за мной, и мне решать самому что лучше!
Ведущий 1: Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды и от него зависит, каким содержимым наполнит он свою жизнь.
Ведущий 2: Известно, время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.
Девушка: Ну что? Как вам ещё объяснить, кто я такая? Вы думаете, я не вижу себя со стороны. Вижу, и прекрасно всё понимаю. Я знаю, что война начинается не где-то там, а здесь внутри меня. Думаете, это легко, воевать самой с собой? Думаете, так просто иметь свои какие-то представления о жизни, о друзьях, о себе и видеть, как все идеалы рушит наша реальность? Так, может, это не я такая, может ответная реакция на то, что меня окружает? Может, мое поведение – это зеркало, в котором отражаются все мои идеалы? Только зеркало кривое, а значит, и сама я не совсем всем нравлюсь? Стану ли я для всех самой собой или так и останусь «кривым зеркалом»?!
Голос за кадром.
«Скажите – чернуха, мракобесие, депрессняк. Так вот, все это о любви, понимании, о самом светлом и прекрасном, вернее о том, каково, когда ничего этого нет, или все это умирает в человеке. Каково чувствовать, что ты не такой, каким должен быть?»
Строй молодёжи с буквами
НЕ ОТНИМАЙ У СЕБЯ ЗАВТРА
(финальная песня « ЛЮБИ ЕГО ТАКИМ…»)