Моя педагогическая философия

Если звёзды зажигают, з

начит это кому-нибудь нужно.

А. С. Экзюпери

Звёзды, звёзды! Люди поклоняются звёздам, люди верят в звёзды, счастливые звезды удачи и надежды. Но есть на чёрном небе самые дорогие нам, людям, звёзды: они всегда неподвижны в  общем звёздном хороводе.  Внимательно вглядываюсь в небо и верю, что на небосклоне когда-то зажглась и моя звезда. Когда именно? Не знаю. Может быть, с моим рождением, а может быть, когда я определила своё будущее назначение- быть учителем.

Настоящему педагогу под силу совмещать две , а может быть, даже и три профессии: педагог, психолог и врач. А врачевать в школе можно по-разному. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Думаю, что учителю необходимо помнить не только о тепле рук, но и теплоте  своей души…

На мой взгляд, я преподаю самую интересную науку- русский язык и литературу. Она воспитывает любовь к окружающему миру, желание найти себя в этом огромном пространстве жизни. Знакомство с литературными произведениями  будит любознательность ребенка, помогает многое понять, приучает внимательнее относиться ко всему живому и к себе самому…

Мой урок всегда  встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок  и тайн, заставляет остановиться, чтобы увидеть красоту, окружающую его: услышать шорох леса, почувствовать ласковый ветерок, уловить тонкий запах трав, прислушаться к биению собственного сердца. Но, чтобы красота окружающего мира открылась ребёнку, нужно, чтобы взаимодействие учителя и ученика переросло в сотрудничество? Учитель на уроке не излагает готовое решение, он ставит проблему. Тогда учебное занятие становится инструментом совместного поиска ее решения, причем этот поиск может осуществляться в различных формах или технологиях. В этом плане наиболее приемлемой, на мой взгляд, становится модель адаптивной системы обучения, которая подразумевает своего рода ориентацию учебного процесса на интеллектуальные и психологические возможности каждого конкретного класса и ученика.

Работая с детьми, убедилась, что необходимо учить ребенка самостоятельно добывать знания, то есть мыслить не репродуктивно, а творчески.

Преподаю предмет с учетом   душевных склонностей ребенка,  предоставляю возможность ему самому отыскивать дорогу к знаниям.

Я думаю, что каждый человек, в особенности ребёнок, хочет жить творчески. Парадоксально то, что с годами творчество постепенно уходит из нашей жизни.

Почему это так важно на сегодняшний день?  Потому что человек,  лишенный творческого видения мира, тяжело переживает проблемы, стрессы.

Творчество – это то, что определяет ценность любого человека. Именно от таких людей зависит прогресс общества. Требование времени – стать ярким, непохожим, знающим и самостоятельным.

Как помочь ребенку не потерять «искру Божию»?

Развивать в нём творческое начало, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь, – вот к чему стремлюсь я.

Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо познаётся практиками. А мне оно помогает дать не только  глубокие знания, но и поднимать своих учеников на более высокую ступень развития. Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Здоровьесберегающие технологии позволяют моим ученикам не ретироваться ни перед какими трудностями жизни, учат четко видеть проблему, искать оптимальные пути ее решения, адекватно оценивать себя,  и, следовательно, быть личностно зрелыми и жить в гармонии с окружающим миром.

Эмоциональный стресс, повышенный уровень тревожности сопровождает школьника каждый день, поэтому на уроке стараюсь быть врачевателем детских душ: моя улыбка , жесты, взгляд, – вот «пилюли» для моих учеников.

Сегодня каждому ребенку как никогда нужен наш теплый взгляд, ласковое слово, участие, забота о его самочувствии?! Именно сегодня! Иначе завтра его сердце превратится в льдинку, как у Кая в сказке Андерсена, и растопить ее будет уже гораздо сложнее. Нельзя накапливать эти льдинки в сердцах детей. Каждый день, каждый урок учитель должен быть очень внимателен и чуток к своему ученику, замечать, в каком он настроении, уютно ли ему на уроке, есть ли возможность выразить себя, интересно ли ему.

Самое ценное для человека это живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек здоровеет, ободряется, радуется и веселится, а ум ответно становится и мудрым, и простым одновременно.

Опять передо мной высокое звёздное небо. Я дарю своим учениками звёздный дождь, чистый и удивительный, полный яркого света, наполненный счастливыми минутами смеха, смелыми открытиями, самостоятельными выводами и рассуждениями.

Я  дарю им звёздный дождь!  Взгляните, его капли я несу в своих ладонях.