О направлении «Забвению не подлежит»

zabveniu_ne_podlezhit_fea

Кадр из фильма «Судьба человека»

Направление «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

Аргументация. Эпиграфы. Список литературы. Образцы сочинений.

Скачать материал одним архивом

Эпиграфы

Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли.

Пословица

Время уходит — память остается.

Пословица

Забвение — цветок, лучше всего произрастающий на могилах.

Ж.Санд

Забвение — вот единственная месть и единственное прощение.

Борхес

Забвение — утрата не информации, а ценности.

А. Круглов

Забвение — вторая смерть, которой великие натуры страшатся больше, чем первой.

Буффлер

Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.

Э.М. Ремарк

Забвение — защитный механизм души, некоторые стёкла должны покрываться копотью, чтобы можно было не ослепнуть, глядя на завтрашний день.

Л. Элтанг

А память наша вообще лжет, давая возможность выжить, — старается смягчить невыносимое, покрывая его налетом забвения.

Э.М. Ремарк

Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло.

Э.М. Ремарк

Знаете, почему всегда будут новые войны? Потому что память подделывает воспоминания. Это сито, которое пропускает и предаёт забвению всё ужасное, превращая прошлое в сплошное приключение. В воспоминаниях-то каждый герой. О войне имеют право рассказывать только павшие — они прошли её до конца. Но их-то как раз заставили умолкнуть навеки.

Э.М. Ремарк

Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека.

Б. Васильев

Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее.

Б. Васильев

Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим.

М. Магомаев

Слава переходяща; забвение вечно.

Наполеон Бонапарт

Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

В.Г. Распутин

Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.

В. Шаламов

Если человек что-то забывает, причина, возможно в том, что ему хочется это забыть.

С. Кинг

В забвении есть измена, предание вечности потоку времени.

Н. Бердяев

Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов.

Н.Бердяев

Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов.

А.С. Иванов

Человеческая способность забывать поистине безгранична.

А.Мердок

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В.Г. Белинский

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда её уважают бедой её делают забвение и одиночество.

В.А. Сухомлинский

Жизнь становится проще, если в пути ты вступаешь в реку забвения.

С. Павлоу

Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак.

В. Гюго

Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть.

С. Цвейг

Борьба человека с властью — это борьба памяти с забвением.

М. Кундера

Распавшийся человек может восстать из распада, если в его душе сохранилась хоть одна святыня — мать, любимая женщина, дети. Даже воспоминание о своём собственном, пусть далёком, но благородном и бескорыстном поступке. Конченый человек — полное забвение всех святынь.

Ф. Искандер

Память может и подвести, зато забвение — безотказно.

Л. Зорин

Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его.

Ч. Айтматов

Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности.

Д. Руми

Люди жаждут бессмертия; но они часто упускают из виду тот факт, что память о действительно добрых людях живёт вечно. Она запечатлевается на следующем поколении и передаётся снова детям. Неужели им мало такого бессмертия?

П. Кропоткин

Подлинная память о любой войне живет всего три поколения: чтобы чувствовать, что она значила для тех, кто ее пережил, нужно слушать об этой войне от них самих — сидя у них на коленях.

Д. Глуховский

Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность.

А. Смит

Память расходится из настоящего сразу в обе стороны: в прошлое, которое мы запомним, и в будущее, которое запомнит нас.

М. Эпштейн

Наверх

Аргументы из литературы

 

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» обращается к двум военным периодам: к войне 1805-1807 гг. и к Отечественной войне 1812 года. То, что Л.Н. Толстой обращается к этой исторической эпохе при написании своего произведения уже во второй половине XIX века, говорит о важности, актуальности и необходимости сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года. Используя невымышленный материал, обращаясь к реальным историческим событиям, связанным с судьбой всего русского народа, Л.Н. Толстой создает настоящий памятник событиям военного времени. Сам писатель отмечал: «Я старался писать историю народа». Роман-эпопея «Война и мир» является своеобразным документом эпохи, который позволяет спустя десятки и сотни лет увидеть реальность того времени.

Л.Н. Толстой не только описывает военные действия во время Отечественной войны, но и обращается к войне 1805-1807 гг., чтобы продемонстрировать различия в отношении русского народа к этим двум войнам. В произведении четко прослеживается мысль о том, что русский народ, участвуя в войне на стороне австрийцев, был менее заинтересован в победе, чем в Отечественной войне, когда на кону стояло благополучие Родины.

Для романа-эпопеи Л.Н. Толстого были характерны реалистические черты, писатель показывал войну такой, какой она была на самом деле. И Отечественная война, и война 1805-1807 гг. изображены как жестокие и беспощадные явления, которые способны приносить человечеству лишь горе и разрушения. Страдания, невозможность счастья, ранения, смерти – вот то, с чем встречаются герои «Войны и мира». Л.Н. Толстой демонстрирует, что события, происходящие в стране и в мире, оказывают огромное влияние не только на целую страну, но и на каждого конкретного представителя народа.

Огромное внимание уделяя теме войне, Л.Н. Толстой выражает свою позицию относительно сущности войны: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Писатель утверждает бессмысленный характер любых военных действий. На протяжении всего повествования подчеркивается, что в войне нет победивших и проигравших, проигрывают в войне абсолютно все стороны военного конфликта. Роман-эпопея «Война и мир» носит антивоенный характер, оно становится настоящим предупреждением последующим поколениям. Л.Н. Толстой заставляет помнить о жестоких событиях прошлого, чтобы больше не совершать таких ошибок.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В основе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лежат события освободительного движения на Украине в XV-XVII вв. Писатель хотел продемонстрировать реально произошедшие события освободительной войны украинских казаков против польских захватчиков. Важное место в повествовании занимает образ Запорожской Сечи – реального исторического объекта украинского казачества.

Желание Н.В. Гоголя передать особенности быта Запорожской Сечи и ее принципы тесно связано с принципом историзма: писатель хотел акцентировать внимание своих читателей на тех событиях, которые исторически были правдивы. Работая над своей повестью, Н.В. Гоголь изучал исторические сведения о той эпохе, которая оказалась в центре его повествования, изучал личные архивы представителей украинского народа. Повесть отличается реалистичностью описания, хоть ее и нельзя назвать хронологическим документом из-за неточностей и некоторой гиперболизации. Н.В. Гоголь сам признавался в том, что он не ставил перед собой цель отобразить всю историю точно и достоверно, для него было важно продемонстрировать героизм народа, который смело и храбро боролся за свободу и независимость.

Н.В. Гоголь, обращаясь к реальной исторической эпохе, создает образ, рожденный временем. Центральный персонаж Тарас Бульба – типичный запорожский казак. В образе Тараса Бульбы отразились все самые яркие черты запорожских казаков, поэтому образ Тарасы Бульбы становится свидетельством того, что на Украине в XV-XVII вв. были отважные и смелые люди, которые поддерживали национально-освободительную войну.

В повести четко прослеживается мысль о том, что жизнь отдельного представителя народа тесно связана с судьбой целого народа. Создавая образ Тарасы Бульбы и делая его типичным и собирательным, Н.В. Гоголь всячески подчеркивал, что появление данного характера было связано с исторической эпохой. Сами события освободительного движения на Украине рождали казаков, подобных Тарасу Бульбе.

Обращение в повести к конкретному историческому периоду, который рождал определенные характеры, и к конкретному историческому географическому объекту навсегда сохраняет в памяти у читателей Н.В. Гоголя информацию об освободительном движении на Украине. То, о чем писал Н.В. Гоголь, даже спустя многие века «забвению не подлежит».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» обладает признаками исторического романа. Писатель обращается к эпохе правления Екатерины II, а точнее ко времени крестьянского восстания 1773-1775 гг. В повести присутствует образ реального исторического лица: Емельяна Пугачева, под предводительством которого и проходило крестьянское восстание.

Образ Емельяна Пугачева становится важным во всем повествовании. В повести Емельян Пугачев представлен как неоднозначная личность, имеющая как свои достоинства, так и свои недостатки. А.С. Пушкин был одним из первых, кто показал противоречивый характер данной исторической личности, демонстрируя причины, по которым началась крестьянская война 1773-1775 гг. В повести показано, что Емельян Пугачев – представитель крестьянства, которое в те времена было притеснено дворянским сословием. Пугачев в повести – человек из народа, который смог поднять его против царствующей несправедливости. Однако А.С. Пушкин не идеализирует Емельяна Пугачева, демонстрируя и жестокость предводителя восстания. Писатель не стоит ни на стороне дворянства, ни на стороне восставших крестьян, он не одобряет насилие с обеих сторон. Изображение крестьянского восстания в «Капитанской дочке» остается важным для изучения истории и в современности, так как А.С. Пушкину удалось рассмотреть эпоху объективно, не отдавая предпочтения одной из конфликтующих сторон и не рассказывая о происходящих в те времена действиях так, чтобы они представили одну сторону положительной, а другую – отрицательной.

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева – часть истории русского народа, о которой невозможно забыть. А.С. Пушкин неслучайно обращается к этому историческому периоду: в 1830-х гг. во многих странах происходили революционные действия, а в России были различные бунты и волнения. Обращаясь к событиям прошлого, А.С. Пушкин показывает, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны друг с другом, что прошлое нельзя забывать, чтобы не повторять ошибки, что эти ошибки должны стать уроком для будущих поколений. А.С. Пушкин, демонстрируя в повести закономерное становление и развитие в 1773-1775 гг. бунта крестьян, которых долгое время притесняли на законодательном уровне, заставляет современное ему поколение задуматься над крестьянской свободой.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

В основе поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» лежат события Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в отечественной литературе.

Центральный персонаж Василий Теркин является непосредственным участником военных действий. На протяжении всего повествования показывается, как Василий Теркин совершает различные подвиги, желая бороться с врагом, не жалея собственной жизни. Василий Теркин становится собирательным образом, так как в нем воплотились все лучшие качества русского народа, которому пришлось участвовать в военных действиях. Подвиги и героическое поведение Василия Теркина – это подвиги и героическое поведение всего советского народа, о которых необходимо всегда помнить. В поэме выражается мысль о том, что все подвиги участников военных действий останутся в памяти русского народа, что все принимавшие в войне «в одной бессмертной книге // Будут все навек равны». А.Т. Твардовский, живший и писавший «Василия Теркина» во времена Великой Отечественной войны, осознавал, что эта историческая эпоха навсегда останется в памяти у русского народа, и он хотел наиболее точно и ярко рассказать о героизме народа.

А.Т. Твардовский раскрывает тему войны с двух сторон: во-первых, он демонстрирует бессмысленность и жестокость военных действий, когда люди убивают таких же людей, во-вторых, он восторгается героизмом русского народа, который встал на защиту Родины, несмотря на возможные риски смерти.

Образ Василия Теркина существовал еще до начала Великой Отечественной войны, однако все большую популярность этот образ обрел во время войны. Для А.Т. Твардовского было важно выпускать главы поэмы об участнике Великой Отечественной войны во время этой войны, чтобы мотивировать воюющих на победу над врагом. Выпуская поэму о Великой Отечественной войне во время этой самой войны, А.Т. Твардовский без всяких прикрас фиксировал исторические и в частности военные факты. Поэма «Василий Теркин» стала документом эпохи Великой Отечественной войны, и этот документ может проанализировать современное и последующие поколения. Поэма А.Т. Твардовского стала памятью о тех людях, которые принимали участие в жестоких военных событиях, забывая о личных интересах и ставя интересы своей Родины превыше всего, о тех людях, которые отдавали свои жизни ради благополучия Родины.

А.А. Ахматова «Реквием»

А.А. Ахматова в поэме «Реквием» обращается к реальной исторической эпохе, с которой была знакома не понаслышке. В центре повествования находятся «страшные годы ежовщины». А.А. Ахматова описывает советский период сталинских репрессий. В поэме говорится и о тех, кого арестовали и репрессировали, и о тех, кто ждал своих арестованных родных и близких. Период сталинских репрессий не является в поэме фоном действий, а становится тем, что движет сюжет кардинальным образом. А.А. Ахматовой удалось продемонстрировать, что жизнь каждого представителя русского народа в период сталинских репрессий зависела от этого самого исторического периода. Происходящее в стране так или иначе воздействовало и влияло на каждого гражданина, оно не могло оставить никого в покое.

С периодом сталинских репрессий А.А. Ахматова была знакома лично: ее мужа и сына много раз арестовывали и ссылали. В предисловии к поэме А.А. Ахматова отмечает, что в тюремных очередях она провела целых 17 месяцев.

Для А.А. Ахматовой было важно рассказать о том, с чем пришлось столкнуться многим представителям советского народа. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является вымышленной историей, она полна правды. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является индивидуальной историей конкретного человека, это история целого народа. В основе поэмы лежат не только горе и несчастья А.А. Ахматовой, но и горе и несчастья целого советского народа, которому пришлось столкнуться с трагическими страницами народной истории. Сама А.А. Ахматова в повествовании отмечала, что она является тем самым голосом, которым «кричит стомильонный народ». Строки поэмы «Для них соткала я широкий покров // Из бедных, у них же подслушанных слов» говорят, во-первых, о том, что А.А. Ахматова написала «Реквием» для тех людей, которые столкнулись с «ежовщиной», во-вторых, о том, что в основу поэмы легли истории тех, кого А.А. Ахматова видела во время нахождения рядом с тюрьмой в ожидании сына и мужа.

Поэма «Реквием» стала документом печальных и трагичных страниц истории русского народа. А.А. Ахматова не только рассказывает о тех жестоких событий, с которыми пришлось столкнуться ей и всему советскому народу, но и предупреждает последующие поколения не совершать такие ошибки, какие были в период сталинских репрессий, когда пострадали многие невинные представители народа.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» обращается внимание на такие исторические события, как Гражданская война и Великая Отечественная война. Если Гражданской войне в повествовании уделяется не так много времени, то эпоха Великой Отечественной войны играет в рассказе главенствующую роль.

Центральный персонаж Андрей Соколов является непосредственным участником этих исторических событий. Гражданская война и Великая Отечественная война являются не фоном действий, а определяющими факторами в жизни Андрея Соколова, который не мог оставаться в стороне от тех событий, которые касались всех представителей народа. От этих событий не могли быть отрешены и другие персонажи рассказа.

Андрей Соколов никогда не забудет гражданскую войну, в ходе которой от голода умерли его родители и сестра. Андрей Соколов никогда не забудет Великую Отечественную войну, из-за которой ему пришлось столкнуться с различными трудностями и из-за которой он потерял свою жену и детей. Никогда не забудет Андрей Соколов, как ему, несмотря на все усилия, не удалось доставить красноармейской батарее снаряды, как он попал в плен к немцам и как он сбежал из плена, доставив на Родину немецкого майора с важной военной информацией. Андрей Соколов смог дойти до конца войны, однако военные события никогда не уйдут из жизни Андрея Соколова.

В рассказе подчеркивается, что Андрей Соколов – типичный представитель советского народа, который стал участником военных событий. Андрей Соколов повествует свою историю рассказчику, говоря не столько о себе, сколько о целом народе. М.А. Шолохов демонстрирует, что Гражданская война и Великая Отечественная война оказывают влияние на все поколение.

М.А. Шолохов неслучайно обращается к реальным историческим событиям, писателю было важно продемонстрировать реальные истории тех людей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Известно, что в центр рассказа легла реальная история жизни незнакомца, с которым однажды познакомился М.А. Шолохов. «Судьба человека» – это один из шагов сохранения памяти о Великой Отечественной войне. То, с чем пришлось столкнуться Андрею Соколову в ходе войны, – это то, с чем пришлось столкнуться всему народу. Великая Отечественная война – это часть народной истории, поэтому для М.А. Шолохова было важно написать рассказ, который бы являлся отражением судьбы целого народа.

А.П. Платонов «Котлован»

А.П. Платонов в повести «Котлован» рассуждает о таких исторических явлениях, как индустриализация и коллективизация. В повести довольно иронично описывается желание властей сделать жизнь представителей простого народа лучше. Писатель показывает, что такое желание властей невозможно было осуществить в реальной жизни. Строительство нового мира показывается в повести как явление по-настоящему абсурдное. А.П. Платонов фактически разоблачает деятельность государства. Рытье героями повести котлована не могло привести страну к развитию, наоборот, оно помещало людей все в более глубокую яму. Рытье котлована только символизирует невозможность воплотить в действительность все идеи большевиков. В повести показано, как мир старый сталкивается с миром новым, который в свою очередь нельзя назвать лучшим. Главный герой Вощев оказывается уволенным с предыдущей работы за свою задумчивость, что подчеркивает мысль о том, что для власти были неугодны люди, которые действительно думали, а не делали все по приказу. Герои, роющие котлован по заказу государства, думают о том, что они приближают общество к светлому и идеальному будущему, как это и обещали власти, однако они фактически самостоятельно роют себе могилу. То, что девочка Настя, которая символизирует всю советскую Россию, в финале повести умирает, говорит о позиции А.П. Платонова относительно судьбы своей страны.

Естественно, повесть «Котлован» не могла выйти в момент окончания работы из-за цензурных соображений. Однако повесть А.П. Платонова распространялась в самиздате, что говорит о желании автора с помощью художественного текста продемонстрировать правду. Для А.П. Платонова было важно показать все те несправедливые, жестокие и даже абсурдные явления, которые были свойственны той эпохе. Скрытое за иронией и принципами жанра антиутопии негативное отношение автора повести к индустриализации и коллективизации, которые становятся сюжетным двигателем произведения, помогает продемонстрировать неоднозначное отношение современников индустриализации и коллективизации к данным политическим явлениям. Повесть «Котлован» становится художественным памятником историческим периодам индустриализации и коллективизации, которые оказали влияние на весь русский народ.

А.А. Блок «Двенадцать»

А.А. Блок в поэме «Двенадцать» обращается к реальному историческому событию. Поэма посвящена теме революции. А.А. Блок начал работать над произведением после Октябрьской революции, а толчком к написанию послужили сами революционные события, происходившие в 1917 году. Из этого следует, что «Двенадцать» стала своеобразным документом эпохи. Несмотря на принадлежность А.А. Блока к литературному направлению символизма, поэма «Двенадцать» имеет черты реализма, так как в ее основе находятся реальные исторические события. Автору поэмы удалось продемонстрировать четкое общественное разделение на мир старый и мир новый.

Поэму «Двенадцать» невозможно назвать прославлением революции или сатирой на революцию. А.А. Блоку удалось продемонстрировать двойственный, неоднозначный характер революционных действий. Сам писатель после многочисленных вопросов к нему относительно поэмы «Двенадцать» отмечал, что во время написания поэмы он «отдался стихии, никак не оценивая ее порывы». В этом заключается ценность произведения. Революция в поэме показана с нескольких сторон, подчеркиваются и ее достоинства, и ее недостатки. А.А. Блоку удалось показать противоречивые мысли у всех людей, заставших революцию. Писатель выразил не только собственную позицию, но и неоднозначную позицию всего общества того времени. Кто-то поддержал революцию, кто-то совершенно ее не принял.

А.А. Блок демонстрирует, что события, происходящие в стране, оказывают огромное влияние на всех жителей государства. Революция никого не оставила без вовлечения в общественные явления. Как показывает А.А. Блок, революция кардинальным образом изменила жизнь всего народа, заставила людей переосмыслить все то, чем они жили раньше. Революция в поэме «Двенадцать» рассматривается в двух значениях: это и кардинальные изменения в стране и обществе, и душевные изменения внутри каждого представителя народа.

Поэма «Двенадцать» стала демонстрацией реальных исторических событий, при которых появляются новые ценности и разрушаются прежние ценности, при которых новый мир жестко сменяет мир старый. А.А. Блок обращается к такому историческому событию, которое максимально меняет жизнь целого народа, поэтому поэма «Двенадцать», как и сама революция, оказывается явлением, которое «забвению не подлежит».

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне, который в 1942 году был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью. Многих представителей молодежи, которых всего было около 100 человек, после многочисленных успешных операций против немцев все же сначала арестовали, а затем казнили. Сам А.А. Фадеев признавался, что не ставил перед собой цель как можно точно передать хронологию действий «Молодой гвардии», писателю удалось привлечь читательское внимание к историческому факту о том, что в оккупационное время советская молодежь создала подпольную молодежную организацию, которая боролась с немцами. Для А.А. Фадеева важно было показать тот величайший подвиг, который совершали представители реально существующей молодежной организации «Молодая гвардия». С помощью образов главных действующих в романе героев, являющихся представителями молодежной организации, – Олега Кошевого, Ивана Туркенича, Ули Громовой, Сережи Тюленина, Вали Борц, Ивана Земнухова, Любки Шевцовой – А.А. Фадеев рассказал о деятельности «Молодой гвардии», существовавшей на самом деле.

А.А. Фадеев, во многом используя художественный вымысел, стремился сохранить память о «Молодой гвардии». Сначала роман А.А. Фадеева был идеологически одобренной историей молодежной организации «Молодая гвардия», затем, когда были выявлены некоторые неточности и несоответствия с действиями романа и реально происходившими событиями, роман стал восприниматься как художественный вымысел, который все же передавал основные события того времени. А.А. Фадееву удалось сохранить память о молодежной организации, хоть и не в точном и подробном описании.

В романе «Молодая гвардия» говорится не только о молодежной организации, ее членах и ее деятельности, но и о Великой Отечественной войне в целом. В романе показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться советским людям, оказавшимся в оккупированном немцами городе Краснодоне, и жестокости, которые совершали по отношению к советскому народу немцы и перешедшие на их сторону полицаи. В «Молодой гвардии» изображены случаи из жизни многих представителей советского народа во время Великой Отечественной войны, о которых необходимо знать и помнить.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

В сборнике рассказов В.Т. Шаламова «Колымские рассказы» демонстрируется период сталинских репрессий. В основе рассказов лежат судьбы тех людей, которые попали в тюрьме по статье «враги народа». Сам В.Т. Шаламов был заключенным на Колыме, откуда он все же смог выбраться, после чего пожелал рассказать всю правду о сталинских репрессиях.

В.Т. Шаламов, который знал о тюремной жизни не понаслышке, с помощью художественного произведения хотел зафиксировать реально существующие факты того времени, с которыми ему также пришлось столкнуться в своей жизни. Автору сборника рассказов, который отличается документальным характером, удалось отразить важный период в жизни целого народа, удалось продемонстрировать жестокость эпохи, когда государство ставило собственные цели превыше свободы отдельных граждан и их жизней. В.Т. Шаламов не побоялся рассказать всю правду того времени, не побоялся рассказать о тех испытаниях, которые он прошел лично, не побоялся рассказать истории тех людей, которые отбывали тюремное заключение по статье «враги народа» и не смогли выбраться из тюрьмы. Истории, рассказанные автором сборника «Колымские рассказы» – не вымысел, не антиутопия, не история какого-то одного конкретного человека, это история всего советского народа, это трагедия целого народа.

В.Т. Шаламов выбирает довольно необычную проблематику для своего сборника, однако он подробно описывает все то, что было в реальной действительности. Период сталинских репрессий – часть истории русского народа, о которой необходимо знать и помнить для того, чтобы не повторять ошибки прошлого. В рассказах из сборника В.Т. Шаламова видно желание автора предупредить последующие поколения и отгородить их от совершения тех ошибок, которые были допущены в период правления И.В. Сталина. Писатель, раскрывая в своих рассказах реальную действительность, призывает к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий. Каждый рассказ из сборника «Колымские рассказы» является документом эпохи, к которой был причастен главный герой-рассказчик, выражающий позицию самого автора, отбывавшего в свое время заключение на Колыме. Демонстрируя период сталинских репрессий как время, когда людей несправедливо заключали в тюрьму, считая их врагами целого народа, В.Т. Шаламов говорит о горьких страницах прошлого, которые должны преподать следующим поколениям важные уроки.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Э.М. Ремарк в своем романе «На западном фронте без перемен» обращается к теме Первой мировой войны. В центре повествования оказывается так называемое «потерянное поколение», то есть люди, которые не могли после участия в войне жить обычной жизнью. Сам Э.М. Ремарк в предисловии к роману говорит о том, что произведение является «попыткой рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». В романе четко прослеживается мысль о том, что военные события оказывают огромнейшее влияние на жизни и на мировоззрения всех участников этих исторических событий. Э.М. Ремарк демонстрирует, что невозможно вернуться с войны, на которой можно было встретить лишь насилие, жестокость, ранения, кровопролития и гибели товарищей, и жить обычной жизнью, жить счастливо.

Писатель подчеркивает жестокость и беспощадность войны, а также ее бессмысленность. Э.М. Ремарк показывает, что многие люди на самом деле не хотели участвовать в кровавых военных событиях, однако они были вынуждены принимать участие в бессмысленной войне, которая по итогу сломала их либо в физическом, либо в моральном плане. Писатель показывает, что мертвыми оказываются все участники военных действий: кто-то лишается жизни и погибает физически, а кто-то физически остается в живых, но погибает морально.

Центральный персонаж Пауль Боймер чувствует себя словно пушечное мясо, которое бросили, совершенно не задумываясь. Главный герой рассуждает о том, что те люди, которым нужна была война для каких-то целей, сами не принимали участия в военных сражениях, заставляя людей думать о том, что война является наивысшей формой служения государству. Центральный герой не видел пользу от войны лично для самого себя, из войны он вынес лишь горькие жизненные уроки. Вместо тех людей, которым нужна была война, воевали обычные жители, которые не хотели видеть насилие и не хотели умирать. Э.М. Ремарк выражает мысль о том, что люди, которые развязывают войны, самостоятельно убивают людей собственного же народа.

Роман «На западном фронте без перемен» становится памятником тех страшных и трагичных страниц мировой истории. Рассуждения о беспощадности и жестокости кровопролитных войн становятся настоящим уроком для последующих поколений.

 

Наверх

Образцы сочинений

О каких людях можно сказать «Они изменили мир»?

Вариант 1

Наш сегодняшний мир перетерпел огромное количество перемен и сильно преобразился благодаря всем людям, но во многих случаях благодаря обособленным личностям. В той или иной степени вносить в него изменения могут многие люди, но они в основном носят характер кратковременный, сами изменения быстро гаснут и забываются. Люди, которые изменили мир, встречаются не так уж и часто, их называют «исторические личности», но и среди них мало таких, которые осуществили по-настоящему глобальные изменения.

К подобным личностям всегда приковано большое количество внимания и это позволяет современникам фиксировать каждое их благое или же наоборот деяние. Они часто пытаются изменить мир в лучшую сторону, улучшить жизнь своим собратьям или всему человечеству в целом. Таким человеком был Мартин Лютер Кинг. Этот человек был активистом, общественным деятелем, баптистским проповедником и лидером движения за гражданские права чернокожих в Соединённых Штатах Америки двадцатого века. Мартин Лютер боролся против расового неравенства, доходившего от дифференцирования залов в кафе и ресторанах на «для чёрных» и «для белых» до того, что людей с другим цветом кожи банально не пускали в заведения. Его активизм  заключался в ненасилии и гражданском неповиновении, представлявшим из себя забастовки, бойкоты, протесты и марши. В итоге действия М.Л. Кинга привели к весомому спаду расизма и расовой сегрегации не только в Америке, но и по всему миру в целом, и на сегодняшний день осуждать кого-то за цвет его кожи уже является моветоном и признаком не самого разумного человека.

Но, несмотря на это, изменения привнесённые в мир, не всегда несут положительный характер, и часто только ухудшают людям жизнь. Есть люди, чьи действия не поддаются нормам морали и человечности, и последствия деяний которых приносят ужас, страх и вечные опасения в жизни других. Таким человеком был Усама бен Ладен, один из лидеров террористической организации «Аль-Каида», члены которой одиннадцатого сентября две тысячи первого года совершили один из самых громких и ужасных терактов, запустив два авиалайнера в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и один в здание Пентагона. В результате атак погибло практически три тысячи человек. После этих событий приобрёл всемирное присутствие страх и ужас перед лицом терроризма, как в разумах простого населения, так и в политике властей, начавших повсеместные слежки за огромным количеством людей, в поисках подозрительных личностей и надежде предотвратить любую возможную опасность. Эти события породили у граждан стран всего мира не только предрассудки по религиозной или национальной принадлежности, но и страх того, что за ними всегда и везде следят, и эти мысли не дают многим людям покоя даже в наше время.

В заключение хотел бы сказать, что некоторые изменения, вносимые определёнными людьми в наш мир, остаются в жизнях людей крайне надолго, они могут быть положительными, могут быть отрицательными, но мир, как и человек в целом, прогрессирует благодаря любым изменениям, так как люди стараются предупреждать любые негативные и создавать более благоприятные метаморфозы.

О каких людях можно сказать «Они изменили мир»?

Вариант 2

Может ли человек изменить мир? Вопрос довольно-таки сложный и поэтому, чтобы дать на него ответ, стоит немного порассуждать. Давайте начнём. На мой взгляд «люди, изменившие мир» это исторические личности,  которые так или иначе повлияли на развитие современной цивилизации. К сожалению, большинство достижений не оцениваются современниками и становятся весомыми для людей намного позже. Порой людям требуются столетия чтобы понять значимость исторического события или открытия в различных областях. Я считаю, что великие люди очень важны для человечества, так как они значительно ускоряют продвижение общества в различных областях науки и искусства. Также я  считаю, что изменить мир человеку вполне реально, безграничные возможности в его сознании дают огромную силу. Для аргументации своей позиции приведу примеры из своего читательского опыта

В романе Л.Н. Толстого  “Пётр 1” затронута тема изменения мира человеком. В данном романе описывается жизнь Петра 1, становление его как личности и как мудрого и решительного правителя большой державы. Пётр 1 внёс огромный вклад в историю России, осуществил обширные реформы, которые затронули все сферы национальной жизни, включая администрацию, промышленность, торговлю, технологии и культуру. Он преодолел сопротивление средневековой аристократии страны, чтобы добиться невероятного прогресса посредством внутренних реформ, направленных на преодоление разрыва между Россией и западными странами, прорубил окно в Европу , а также изучил кораблестроение. Все его преобразования и реформы вывели Российскую империю на новый уровень, она стала прогрессировать и расти в размерах, встала с колен. Также не мало  важные достижения Петра 1 это выход на Балтийское Море, основание Санкт-Петербурга и открытия новых учебных заведений. На примере Петра 1 мы видим, как один человек смог повлиять на всю страну в целом в положительном виде.

Также тема изменения мира человеком затронута в Романе Л.Н. Толстого” Война и мир” В Романе рассказывается о Войне России с Францией. Во время войны у Франции был император Наполеон Бонапарт, который смог изменить мир, но войну проиграл. Император французов: великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного Французского государства. Для Франции он был и остался национальным деятелем.  Его главные достижения это — военные победы, успешные военные и экономические реформы, также Наполеон Бонапарт  создал гражданское общество, девиз которого был “Свободы, братство, равноправие”. Положил начало концу феодализма и монархиям. С помощью всех своих действий Французский император хотел создать” Единое государство в Европе, без границ и ограничений.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что любой человек на нашей планете способен изменить мир в любой сфере жизни деятельности людей, если он этого захочет. Ведь мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир.

Никто не забыт, ничто не забыто

Пожалуй, самым страшным и разрушительным событием для любой страны является приносящая боль и страдание война. В это время происходит как физическое, так и ментальное сплочение народа защищающегося государства. Люди, для того чтобы сохранить свою Родину, записываются добровольцами в армию, участвуют в партизанском движении, не жалея ни своего здоровья, ни врага. Не остаются бесследными подвиги настоящих героев того страшного времени. Причём их совершают как солдаты, так и командиры, ставящие перед собой одну задачу: спасти свою страну. Благородное, мужественное и отважное деяние каждого из них навсегда остается в памяти народа. О них слагают песни, пишут произведения, восхваляют и ставят памятники, потому что все они национальные герои. Я считаю, что это самая малая часть чем мы можем их отблагодарить. К жизни их уже не вернуть, но тем не менее никто не забыт, ничто не забыто.

Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие» показана ситуация совершения подвига девушками-добровольцами во время Великой Отечественной войны. Отряд девушек, никогда раньше не державших в руках оружие, совершает героический поступок, не дав немецкой группе взорвать железную дорогу, по которой доставляли снаряжение и войска. Уступая противнику в силе, они, не щадя себя, шли в бой, от которого зависел успех операции. Девушки умирают, но умирают героями, внесшими значительный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Этой повестью автор доносит до нас следующую мысль: во время войны подвиги могут совершить все слои общества независимо от пола и возраста, потому что ничто не способно удержать человека, когда стране грозит опасность. Отряд девушек это доказал, и они навсегда останутся в памяти своего народа.

Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в произведении Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывается о летчике, совершившем не мало героических поступков. Алексей Маресьев, который был сбит во время наступательной операции Красной армии, потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. На примере жизненного пути этого героя мы можем видеть, что во время войны, угрожающей твоей стране, ничто не способно остановить мужество и героизм защитников. Они, несмотря ни на что, продолжают идти вперед, защищаю свою Родину и совершая подвиги.

Таким образом, отталкиваясь от произведений отечественных писателей, можно сделать вывод, что участники и участницы войны, совершившие отважные и героические подвиги, бесстрашно воюющие на благо своей Родины, должны оставаться в памяти своего народа всегда. Их ни в коем случае нельзя забывать, так как все они были людьми, ставящими перед собой одну цель: защитить народ и страну. Мы должны помнить своих героев, восхвалять их подвиги и рассказывать о них новому поколению, прививая им качества настоящих героев.

Наверх

Список литературы

Русская литература

  • «Слово о полку Игореве»
  • Пушкин А.С.  «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Два чувства дивно близки нам…», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов»
  • Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
  • Пастернак Б. «Доктор Живаго»
  • Лермонтов М.Ю. «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино»
  • Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»
  • Замятин Е.И. «Мы»
  • Ахматова А. «Реквием»
  • Васильев Б. «Завтра была война», «А зори здесь тихие…», «Экспонат № … », «Вещий Олег»
  • Шолохов М. «Донские рассказы», «Судьба человека», «Тихий Дон», «Они сражались за родину», «Поднятая целина»
  • Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»
  • Толстой Л.Н. «Война и мир», «Хаджи-Мурат»
  • Толстой А.Н. «Петр I»
  • Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • Распутин В.Г. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
  • Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
  • Островский Н. «Как закалялась сталь»
  • Симонов К.М. «Живые и мертвые»
  • Некрасов В.П. «В окопах Сталинграда»
  • Быков В.В. «Обелиск»
  • Платонов А.П. «Котлован», «Чевенгур»
  • Бондарев Ю.В. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
  • Каверин В.А. «Два капитана», «Открытая книга»
  • Алексиевич С. «У войны не женское лицо»
  • Булычев К. «Город без памяти»
  • Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
  • Гроссман В.С. «Жизнь и судьба», «Мама»
  • Богомолов В.О. «Момент истины (В августе 44-го…)»
  • Айтматов Ч.Т.  «И дольше века длится день»

Зарубежная литература

  • Лоури Л. «Дающий»
  • Оруэлл Дж. «1984»
  • Кенэлли Т. «Список Шиндлера»
  • Митчелл Д. «Облачный атлас»
  • Борхес Х.Л. «Цербер»
  • Стоун И. «Жажда жизни»
  • Бредбери Р. «Улыбка»
  • Ремарк Э.М. «Искра жизни»

 

Скачать материал одним архивом

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *