Анализ прозаического произведения с примерами

plan_analiza_prozaicheskogo_teksta_fea

Вариант №1 (краткий).

  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
    • ДЛ (действующие лица);
    • события.
  3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
    • экспозиция — условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
    • завязка — начало или проявление и обострение конфликта;
    • развитие действия;
    • кульминация;
    • развязка;
    • эпилог.
  4. Композиция:
    • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
    • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
    • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, «поток сознания»;
    • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
    • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
    • выбор темы и ее раскрытие;
    • разработку любимых жанровых форм;
    • язык;
    • использование художественных средств (смотрите «План анализа стихотворения» пункты 3 b, c, d, e).
  7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», Ф. Кафка «Превращение»), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям — Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, «театр абсурда», «школа потока сознания» (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  8. Жанровые особенности: эпос вообще — это чередование сюжетных событий.
    • рассказ (оповiдання) — малая эпическая форма: в центре — 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
    • новелла — малая эпическая форма: в центре — 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
      1. новелла событий — О’Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
      2. новелла «настроения» с психологическим сюжетом — А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
    • повесть — средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
    • роман — большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман — наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
      1. социально-бытовой — человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
      2. морально-психологический — столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
      3. исторический — о событиях прошлого;
      4. философский — раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
      5. роман-миф — создание символической модели существования человека и человечества («Сто лет одиночества» Маркеса);
      6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча («Чума» А. Камю), роман-хроника одной семьи («Семейство Тибо» Р.М. дю Гар), роман-анекдот («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войнович) и т.д.
    • эпопея — большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

 

Источник http://studentdream.narod.ru/analiz.htm

 

Вариант №2 (подробный)

 

  1. История создания произведения.2. Жанр произведения.3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.Например:а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)

    б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).

    в) Проблема чувства и долга (уже — проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.

    г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).

    5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

    6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

    7. Художественные особенности.

    а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

    Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.

    Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.

    — Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.

    — Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.

    — Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.

    б) Художественные приёмы.

    — Портрет.

    — Интерьер.

    — Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).

    — Роль художественных деталей для характеристики героя.

    — Приём антитезы.

    — Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.

    Для поэтических произведений:

    — метафоричность языка;

    — эпитеты, сравнения;

    — образный параллелизм;

    — аллитерации и т. д.

    8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

    Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».

    Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он  всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».

    Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.

    Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.

    Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.

    Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.

 

Источник  http://studyport.ru/litra/2011-02-11-09-17-12

 

Сохранить памятки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *